Я никогда не забуду день 20 апреля 1999 года.
Мне было 12 лет, я сидел на уроке по искусству в средней школе. Мы играли с глиной и лепили скульптуры.
Неожиданно мы услышали по громкой связи нашего директора. Её голос дрожал.
«У меня важное объявление. Всем учителям и студентам нужно его услышать. Я дам вам минуту, чтобы настала полная тишина».
Эта минута была мрачной. Мы обменивались с друзьями озадаченными взглядами и нервно смеялись. Наша учительница прижимала палец к губам. Тихо.
Снова раздался голос директора по громкоговорителю:
«В старшей школе Колумбайн была стрельба. Всем ученикам нужно немедленно пойти домой».
Колумбайн была всего в 15 минутах от нас.
Я помню, как поехал домой на автобусе, как зашёл в дом. Мама включила новости. Я узнал забор. Мы проезжали мимо этого забора.
Мама знала того учителя. Дэйв Сандерс. Она замещала его в школе Колумбайн. (Прим. редактора — Дэйв Сандерс в тот день спас более сотни учащихся, переведя их из столовой в безопасное место, а сам при этом был застрелен и погиб от потери крови.)
***
В последние 18 лет мы, американцы, пережили слишком много таких случаев стрельбы. И я хочу поделиться некоторыми мыслями, почему это повторяется.
Кстати, это не политический пост про оружие или СМИ. Это пост про мужчин и их эмоциональное здоровье.
В течение нескольких последних лет мне пришлось сталкиваться с областью психических заболеваний. Я многое узнал. В частности то, что у мужчин в Соединённых Штатах Америки ОГРОМНЫЕ сложности в этой сфере и очень мало социальной или эмоциональной поддержки. Это касается мужчин любой расы и любого социально-экономического окружения.
Прошлой ночью я слушал взволнованную и полную боли речь Джимми Киммела о стрельбе в Лас-Вегасе. Как и Джимми, я угнетён и убит горем из-за этой трагедии. Но одна его фраза привлекла моё внимание:
«Возможно, мы никогда не сможем узнать, почему человеческое существо может совершить такое с другими человеческими существами».
К сожалению, исследователи многое знают о том, почему человеческие существа – особенно мужчины – совершают такое.
Почему случаи стрельбы повторяются
Самое лёгкое — сказать, что мотивом массового убийцы было «зло в чистом виде», или обвинить СМИ или оружие. Но это уведёт нас в сторону от пристального рассмотрения того, чего мы – как личности, члены семьи, друзья и члены общества – возможно, не понимаем.
Сразу скажу, что я не психиатр. И я многого не знаю о стрелке из Лас-Вегаса. Я просто человек, который изучает вопросы психического здоровья.
Повторю, что это не политический пост про оружие, так же как это не политический пост про оснащенные оружием машины. Лёгкий доступ к оружию – только часть этой проблемы. Но меня не столько интересует орудие преступления, сколько причина, по которой мужчина использует его так разрушительно.
Это также не пост в защиту стрелка и не попытка представить его жертвой в каком-либо виде. То, что он сделал, ужасающе. Он убийца, и этому нет никаких оправданий (однако я глубоко сочувствую его брату, который совершенно не ожидал от него такого поступка, а теперь будет вынужден разбираться с последствиями до конца своей жизни).
Целью этого поста является лишь желание пролить свет на то, что разрушает эмоциональное здоровье мужчин.
1. Мужчины в США хронически одиноки
Мальчики в США – как и все другие люди – нуждаются в прикосновениях, заботе, теплоте, эмпатии и близких отношениях. Однако когда мы вырастаем, многие из нас утрачивают эти неотъемлемые компоненты нашей человечности.
Ещё хуже то, что мы не представляем, как просить об этом или признаться, что нам это нужно, потому что мы боимся, что будем выглядеть слабыми.
Если вы мужчина, вы, наверное, сейчас думаете: «Только не я, у меня есть приятели, с которыми я выпиваю. Я играю в покер с ребятами. У меня есть друзья».
Но есть ли у вас хранители секретов? Есть ли у вас друзья мужского пола, с кем вы на самом деле можете быть уязвимыми? Есть ли у вас друзья, кому вы можете довериться, быть самим собой на 100%, кого вы можете обнять, не оговариваясь: «Мы не геи», и не чувствуя себя при этом напряжённо или некомфортно?
Для многих мужчин ответом будет «нет». Так что мы всё время только делаем вид.
С раннего возраста у нас существует нездоровый идеал мужественности, которому мы стараемся соответствовать. Этот идеал, в частности, сообщает нам, что настоящие мужчины справляются со всем сами. Настоящие мужчины не плачут. Настоящие мужчины выражают свой гнев через насилие.
Побочным продуктом этого становится изоляция, обособленность. Большинство мужчин проводят значительную часть своей взрослой жизни без глубоких дружеских отношений или настоящего ощущения общности. Не говоря уже о полной неспособности выпускать злость или грусть здоровыми способами.
В потрясающем документальном фильме «Маска, в которой ты живёшь» (The Mask You Live In) объясняется, как мальчики в нашем обществе в итоге превращаются в психически нестабильных взрослых. Мой друг Райан порекомендовал мне этот фильм, признавшись, что весь его проплакал. Я тоже плакал.
Саймон Сайнек вторит этим мыслям на шоу Гленна Бека:
«Мы наблюдаем рост одиночества и изоляции. Никто не убивает себя из-за голода; мы убиваем себя из-за одиночества. И оно также побуждает нас к действиям.
В 1960-х годах была одна стрельба в школе.
1980-х годах их было уже 27.
В 1990-х годах их стало 58.
За прошедшие 10 лет их число перевалило за 120.
Это не связано с оружием, это результат одиночества, которое ощущают люди.
Как нам справиться с одиночеством, которое испытывают дети? Все они нападали на людей в своём собственном кругу, и все они нападали на людей, которых обвиняли в собственном одиночестве».
Это одиночество только усугубляется с возрастом.
Отсутствие глубокой дружбы или крепкого ощущения общности, обособленность убивают нашу душу и сводят с ума. Вы одни.
Малейшее пренебрежение со стороны того, кто вам дорог, может травмировать вас эмоционально. Пережив достаточно отвержения и ощущения себя изгоем, вы начинаете верить, что люди просто жестоки и не стоят ваших усилий. Вы воспринимаете людей как угрозу.
Последствия для нашего здоровья ужасающи. Слово доктору Дину Орнишу, основателю Института Исследования Превентивной Медицины, он говорит про эффект одиночества:
«Я не знаю никаких других факторов – включая диеты, курение, занятия спортом, стресс, гены, лекарства или операции – которые бы оказывали большее влияние на нашу заболеваемость и вероятность преждевременной смерти».
Прежде чем спрашивать: «Как он мог это сделать?», нам следует понять, как этот человек чувствовал себя ежедневно и как эти чувства копились в нём в течение многих лет.
2. Мужчины в США лишены возможности играть
Эта мысль может вас оскорбить.
Как он может говорить про игру после стрельбы?! Игра – это удел детей!
Это неверно.
Homo sapiens играют больше, чем другие виды животных. Люди так устроены. Мы начинаем играть спустя короткое время после рождения, и самые здоровые (и наименее подверженные стрессу) люди склонны играть всю свою жизнь.
Игра – это, вероятно, самый великий подарок Бога человечеству. Через неё мы заводим дружбу, учимся навыкам, осваиваем сложные занятия, которые помогают нам выживать. Игра – это выпускной клапан для стресса и отдушина для творчества. Игра даёт нам музыку, комедию, танец и всё, что нам ценно.
И главным образом, игра – это наш способ сближаться друг с другом, так мы сообщаем: «Со мной безопасно, я не представляю угрозы». Через игру мы устанавливаем связь с другими людьми.
Ирония в том, что одиночество не было бы проблемой, если бы у нас всех в изобилии было время для игры. У нас не только были бы более глубокие дружеские отношения, у нас были бы лучше отношения с самими собой. Игра позволяет нам наслаждаться собственной компанией.
Существует чёткая связь между утратой игры и психическими заболеваниями.
Если мы лишаем игры млекопитающих, это ведёт к хронической депрессии. Если мы лишаем игры человеческих детёнышей, ухудшаются их психическое и эмоциональное здоровье. Запрет на игру влечёт за собой огромные последствия для здоровья.
«Но стрелок из Лас-Вегаса любил азартные игры! Он особо и не утруждался!»
Я говорю не про этот тип игры.
Чтобы лучше понять эту динамику, нам стоит посмотреть на обстоятельства жизни другого массового стрелка.
В 1966 году Чарльз Уитман убил своих жену и мать. Затем он забрался на верх башни Университета Техаса в Остине и стрелял оттуда в 46 человек. В итоге он убил 16 людей. На тот момент это был случай самой массовой стрельбы в США.
Доктор Стюарт Браун и его команда исследователей были направлены для выяснения того, что общего было у «техасского снайпера» с другими массовыми убийцами.
У них появилась ключевая идея, когда они исследовали детство этих людей.
Браун вспоминает:
«Никто из них не участвовал в здоровых играх типа борьбы или притворных драк. Чарльза Уитмана к совершению своего преступления привело именно невероятное по силе подавление его игрового поведения властным и весьма неадекватным отцом в течение всей его жизни».
Здоровая и весёлая игра необходима для успешного развития. Мальчикам нужно заниматься борьбой со своими отцами и устраивать кучу малу с другими мальчиками. Родители и учителя должны играть со своими детьми.
Ещё важнее то, что им следует воодушевлять детей идти на улицу и играть. А затем их нужно оставить в покое.
«10 часов вечера. А вы знаете, где ваши дети?»
С момента выхода этой известной рекламы родители застыдили друг друга до того, что теперь все следят за детьми, как коршуны.
Если вы позволите своему ребёнку одному ходить по улице, вам либо позвонит другой родитель или же его подвезёт полиция. У наших детей отобрали право исследовать жизнь на их собственных условиях.
В попытках улучшить оценки наших детей на экзаменах и наполнить их будущие резюме мы отобрали у них почти все возможности для свободной игры.
Переменами пожертвовали во имя тестов Скантрон (тесты, в которых нужно обводить правильный ответ, а результаты потом обрабатываются с помощью оптического сканера на компьютере. Прим. пер.), а детям, тела и мозги которых взывают к игре, выписываются лекарства.
Результат таков: поколение самых тревожных, депрессивных и суицидальных американских детей в истории.
Это согласуется с исследованием доктора Питера Грея (https://www.youtube.com/watch?v=Bg-GEzM7iTk&nohtml5=False), который изучал эпидемию психических заболеваний и сокращение игры:
«За последние полвека в США и других развитых странах время, когда дети свободно играют друг с другом, резко сократилось. За тот же период у детей, подростков и молодых людей резко выросли тревожность, депрессии, суициды, чувства беспомощности и нарциссизм… Сокращение игры повлияло на рост психических патологий у подрастающего поколения».
Поэтому я считаю, что психические заболевания – это глубочайшая проблема со здоровьем за всё время нашего существования. Потому что эти дети вырастут в изолированных взрослых, которые не умеют играть и обращаться к друзьям, когда им одиноко. У них нет эмоциональной поддержки.
Они одни.
В самой запоминающейся главе книги «Итак, вас публично пристыдили» автор описывает исследование Джеймса Гиллигана, начинающего психиатра в Медицинской Школе Гарварда в 1970-х годах.
Гиллигана пригласили разобраться в ситуации с тюрьмами и психиатрическими лечебницами в Массачусеттсе, в которых ему довелось поговорить с множеством обитателей. В своей записной книге он приводит это душераздирающее наблюдение:
«Они все говорили, что сами были уже мёртвые, когда начали убивать других людей… Внутри они ощущали себя умершими. Они не были способны на ощущения. Ни эмоциональные, ни даже физические. Всем жестоким преступникам было присуще одно – они все хранили секрет. Основной секрет. Этим секретом было то, что они чувствовали себя пристыженными – глубоко пристыженными, хронически пристыженными, крайне пристыженными.
Мне ещё не довелось повстречать случай серьёзного насилия, который бы не был вызван постоянным ощущением стыда, унижения, неуважения или высмеивания».
ВСЕ МЫ встречаем в своей жизни ситуации, в которых испытываем стыд, унижение, неуважение и высмеивание.
Знаете, что помогает нам выстоять в такое время?
Дружба: любовь и поддержка, которую мы получаем от людей, с которыми мы играем.
«У меня никогда больше не было таких друзей, как в мои 12 лет. Боже, а у кого-то они есть?» – книга «Будь со мной», последняя строчка.
Как бы то ни было, вот эти факты о массовых стрелках часто оказываются справедливыми:
1. Они глубоко одиноки. У них нет значимых дружеских отношений, на которые они могли бы положиться, и очень мало надёжных людей, кому можно довериться.
2. Они испытывали постоянную депривацию игры. Их внутренняя способность к игре была подорвана, и им с трудом давалось поддержание здоровой эмоциональной связи с самими собой и другими.
3. Они были глубоко пристыжены. Они испытывали экстремальный уровень насмешек, отвержения или унижения.
Могут ли существовать другие факторы, которые оказывали влияние?
Непременно. Массовая стрельба – это сложное событие, и эти люди тоже сложны. Они не смогут точно соответствовать нашим рассуждениям.
Всегда ли три вышеуказанных фактора ведут к смертоносному поведению?
Конечно, нет. Но со временем они уничтожают эмоциональное здоровье человека. И в этом всё дело.
Мы создали такую культуру, в которой первые два фактора – одиночество и депривация игры – воздействуют на всех. И оттого, что дружбе сложно укорениться в такой обстановке, нам, скорее всего, нанесёт удар и третий фактор – стыд.
Несмотря на то, что мы находимся в самом безопасном периоде за всю историю цивилизации, эти убийства продолжают происходить в Америке. Они случаются каждый день. Оружие – это часть проблемы, как и СМИ. Но есть и более серьёзная проблема:
Мы – это культура, которая постоянно пренебрегает эмоциональным здоровьем наших мальчиков и мужчин.
Хорошая новость в том, что в ваших собственных силах это изменить.
Установите связь с теми, кто кажется вам одиноким, пригласите их заняться вместе чем-то интересным. И приглашайте их снова и снова. Выстраивайте доверие и открывайтесь друг другу. Подавайте пример, будучи надёжным и поддерживающим человеком в вашем окружении.
Если вы заметили, что личность ваших знакомых серьёзно изменилась, пригласите их побыть с вами на несколько часов. Будьте рядом с ними. Вы можете спасти их жизнь.
Чарли Хоэн (Charlie Hoehn) – автор книги «Play It Away: A Workaholic’s Cure for Anxiety». Он выступает с лекциями о психическом здоровье для Пентагона, военных баз, Стэнфорда и TEDx (https://www.youtube.com/watch?v=uMP8h7fPpoY). Его книги можно бесплатно скачать с сайта CharlieHoehn.com.
Источник: https://byrslf.co/thoughts-on-the-vegas-shooting-14af397cee2c
Перевод Ирины Маценко
Редактура Юлии Твердохлебовой
Фото: pixabay.com, byrslf.co