Я помню, как была вне себя от радости, когда родители купили нашу первую посудомойку. В одночасье я была избавлена от нелегкого труда мытья обеденных тарелок. Но когда мои родители купили наш первый цветной телевизор, я была в еще большем восторге! До сих пор с улыбкой говорю детям: «Когда-то мама смотрела черно-белый телевизор!»
Настольные игры, проигрыватель граммофонных пластинок, бумажные книги, гитара, теннисные ракетки и игры на свежем воздухе – вот то, чем были наполнены мои выходные и летние каникулы. Я испытываю нежную привязанность к этому опыту, особенно потому, что вижу, как все меняется под влиянием технологий. Моим детям доступно любое кино по запросу, они хорошо ориентируются в itunes*. Когда они играют, я слышу, как их Барби говорят по мобильным телефонам, а куколки Полли изобретают устройства-навигаторы для ориентации на местности. В такие моменты я чувствую, будто нахожусь между двух миров. Я иммигрант в этом цифровом мире, а для моих детей он родной, они в нем родились. Они не знали мира без интернета, компьютера, мобильных устройств и экранов с навигацией.
Нам нравятся технологии, и кому бы они могли не понравиться. Они дали нам инструменты, чтобы делать то, о чем когда-то мы только мечтали! Однако фактически каждый наш шаг вперед несет с собой и потери. Как родитель, который растит детей в цифровом мире, я вынуждена задумываться о том, действительно ли эти технические устройства – то, в чем нуждаются мои дети? Как мне воспринимать эти новые инструменты и какую роль они играют в жизни моих детей?
Дэвид Сузуки предполагает, что при появлении нового устройства требуется от ста до двухсот лет для того, чтобы сформировались ритуалы и традиции его использования. У меня и у моих детей нет двухсот лет, чтобы это проверить. Родители непрерывно задаются вопросами, разрешать ли детям создавать страничку в «Фейсбуке», размещать посты и серфить в интернете или играть в видеоигры, давать ли им мобильный телефон. Проблема в том, что мы никогда не найдем ответов, пока ставим вопросы именно так. Нам нужно рассмотреть саму суть этой проблемы, которая заключается в том, как эти новые инструменты помогают или как препятствуют развитию наших детей.
Самые важные потребности детей вполне ясны с точки зрения развития. Во-первых, наши дети нуждаются в том, чтобы стать самостоятельными личностями со своим мировоззрением. Развивать это ощущение своего «я» и примерять на себя роли в своем собственном мире они начинают через игру. Именно здесь они, свободные от последствий, играют в сражения, в дом, придумывают мир вокруг себя. Эта спонтанная, свободная игра исключительно важна, чтобы впоследствии определиться, кто они. Вопрос в том, способствуют ли технические устройства такой игре у наших детей.
Наши дети держат в руках устройства, которые таят в себе опасность лишить их экспрессивной исследовательской игры. Часто наши дети оказываются во власти чужих идей, которые только ограничивают их собственные. Разве может что-то сравниться с историями, которые они придумывают, или приключениями, в которые они играют со своими поездами или куклами. В них так много идей для самовыражения.
Нам нужно осознавать, что мы теряем, когда наши дети ограничены устройством, алгоритмом или чужими идеями. Их свободная исследовательская игра – это движущая сила для развития индивидуальности, и без этого пространства их внутренний мир не раскроется.
Другая немаловажная потребность детей – потребность в покое, чтобы расти. Как взрослый человек я часто чувствую перегруженность от огромного количества информации, которая обрушивается на меня со всех сторон. Мое внимание часто работает на пределе своих возможностей, а мультизадачность вышла на совершенно новый уровень. Мне больше не нужно информации, мне просто нужно немного времени, пространства и покоя, чтобы переварить ее. Наши дети нуждаются в том же, чтобы у них родились собственные вопросы и сформировались свои собственные суждения до того, как они получат ответы, найденные другими людьми. Нашим детям нужны перерывы, свободные от отвлекающих внимание деталей, информации и развлечений, чтобы дети могли сосредоточиться на том, что интересно именно им. Фокусируясь на том, чтобы вложить в них информацию, мы упускаем из виду вопросы, которые должны были сначала возникнуть у них.
Другая немаловажная потребность наших детей – исследовать мир, будучи уязвимыми, когда потери или неудачи могут быть прочувствованы в полной мере. От игры в шашки с дедушкой, в которой им не выиграть, до спортивных игр, где победители и проигравшие заранее предопределены, – все это нужно, чтобы они чему-то научились. Именно эти маленькие потери готовят детей к более серьезным переживаниям, которые тоже будут частью их жизни. Работа, которую они не получат, люди, которые не будут испытывать к ним взаимной любви, и другие постоянные напоминания о несправедливости жизни.
Готовит ли видеоигра с ее кнопкой перезагрузки и бесконечным количеством жизней наших детей к миру, в котором они будут жить? Боюсь, что нет. Вероятно, мы не можем заменить реальный мир с его уроками в реальном времени выдуманным миром на наших экранах. Когда нет столкновения с тщетностью из-за того, что можно начать игру заново, мы слишком много теряем и мало чему учимся.
Я люблю технологии, но это не про любовь в прямом смысле слова. Это про степень готовности, которую необходимо учитывать, когда мы вкладываем эти инструменты в руки наших детей. Нашим детям нужно быть наполненными собственными идеями прежде, чем мы покажем им идеи многих других людей. Им нужно пространство, чтобы уделить внимание своим внутренним вопросам вместо того, чтобы отвлекаться на большое количество информации и развлечений. Они должны быть способны принять тщетности жизни в реальном мире и с людьми, которым предназначено их чему-то научить.
Чтобы трезво смотреть на ситуацию с цифровыми устройствами, я отношусь к новым гаджетам моих детей как к сладкому. Как говорит Гордон Ньюфелд: «Ничего нет страшного в пирожных, но любой родитель знает, что для них есть время и место». Пирожные – это сладости, и нам следует наслаждаться ими, но мы не должны есть их неограниченно. Сладости – только быстрые заменители еды, предназначенной, чтобы нас напитать и дать нам сил для роста. Всегда решение, когда давать сладости, было за родителями. Сладости не стоит есть на голодный желудок и до того, как съедено основное блюдо.
Здоровое развитие – всегда вопрос времени. Родители должны действовать как буферы между внешним миром и детьми и решать, когда дети готовы к этому опыту. Прежде чем мы подключаем наших детей к виртуальному миру, мы должны подумать, от чего они при этом отключаются в реальном. Наша цель – помочь им стать отдельными личностями, и, как и раньше, именно родители остаются идеальными «устройствами» для достижения этой цели.
Дебора Макнамара (Dr. Deborah MacNamara), доктор психологических наук, автор книги «Покой, игра, развитие: Как взрослые растят маленьких детей, а маленькие дети растят взрослых», член кафедры Института Ньюфелда и директор консультационного семейного центра Kid’s Best Bet.
*Айтюнс – медиаплеер для проигрывания и систематизации аудио- и видеофайлов, разработанный компанией Apple; предоставляет доступ к фирменному онлайн-магазину iTunes Store, позволяя совершать покупки и брать напрокат фильмы.
Перевод Елены Вишняковой
Редакция перевода Юлии Твердохлебовой
Источник: http://macnamara.ca/portfolio/plugged-in-growing-up-in-a-digital-world