Мне нравится находить в культуре, ритуалах, традициях подтверждения динамикам и процессам, описанным в парадигме развития Ньюфелда.
Сегодня приглашаю вас отвлечься от детей и психологии и погрузиться в мир музыки. Музыкальный и танцевальный жанр фаду является отражением культурного феномена у португальцев — саудади.
«Фаду» означает «фатум», «судьба», и доминантной эмоцией в произведениях жанра является принятие горькой судьбы.
А саудади — специфическая черта культуры и национального характера португальцев. Эмоциональное состояние, которое можно описать как сложную смесь светлой печали, ностальгии по утраченному, тоске по неосуществимому и ощущения бренности счастья. Саудади выражает тоску от невозвратимой утраты чего-либо дорогого сердцу.
Так вот, слезы тщетности и переживание тщетности — это же и есть саудади!
Это то, о чем говорит Гордон Ньюфелд: ему приходится изобретать велосипед заново и убеждать нас в том, что надо принимать грусть и разочарования, надо плакать об ушедшем и безвозвратно потерянном, надо выражать свои эмоции.
Слезы тщетности — это центральное место в процессе адаптации.
Нет слез — нет адаптации — нет психологической устойчивости.
Раньше в каждой культуре существовали традиции и ритуалы, помогающие человеку прочувствовать тщетность и выразить ее. Что может быть лучше, чем проникновенно исполненная песня, полная тоски, —когда мелодия расслабляет, размягчает сердце, затуманивает сознание и дает слезам выйти. Но, к сожалению, традиции потеряны, в современном мире никто больше не следует ритуалам, и нам приходится заново учиться простым вещам — эмоциональной гигиене.
Никогда не была в Португалии, и мне теперь ужасно любопытно познакомиться с португальской культурой поближе. Если на уровне нации существует такое явление как оплакивание тщетности, то это должен быть народ, отлично адаптирующийся к жизненным передрягам и полный жизненной энергии.
Елена Пирятинская