Лето подходит к концу, и впереди уже не маячат, а уверенно машут рукой школьные будни. Для кого-то это будет самый первый школьный опыт, кто-то все еще сомневается: а следует ли отправлять ребенка в школу в этом году, готов ли он, готовы ли мы, в голове вертится тысяча вопросов. В каком возрасте лучше идти в школу, как организовать учебный процесс с наибольшей эффективностью, о чем нужно помнить родителям школьника? Надеемся, что следующая подборка статей на нашем сайте поможет взрослым отыскать свои ответы в лабиринте множества сомнений:
* В каком возрасте ребёнок должен идти в школу?
* О чём надо помнить родителям школьников
* Презентация «Фактор обучаемости»
Участники сообщества «Заботливая альфа» уже много раз слышали о том, что больше всего нас тревожит и пугает разделение с нашими привязанностями. Если страх разделения сильный и постоянный, то о качестве восприятия информации в процессе обучения можно забыть. Если мы сами, пребывая в сильной тревоге, попытаемся прочесть книгу, то не сможем запомнить ни строчки. Все, на что мы способны в таком случае, – это бездумно смотреть на страницу невидящим взглядом. Что же говорить о детях. Даже если ребенок с нетерпением ждал школу и хотел туда поскорее пойти, новый коллектив, непривычная обстановка и правила все равно будут его тревожить. Как же нам помочь своим детям пережить этот травмирующий опыт, сократив негативные последствия до минимума? Во-первых, помним об одном из важнейших ритуалов привязанности – перекрывании. Стараемся перекрывать разделение с нашими детьми, перебрасывать мостики к следующей встрече.
* Как помочь ребёнку пережить расставание, связанное с пребыванием в школе
* Когда трудно расстаться: 20 способов перекрыть дневное разделение. Инфографика
* Тысяча и один способ перекрывать разделение
Во-вторых, к нашим услугам еще один замечательный ритуал – сватовство! Учитель – один из самых значимых взрослых в жизни ребенка. Поэтому примеряем на себя роль свахи и всеми силами сватаем по всем фронтам: учителю сватаем ребенка, а ребенку сватаем учителя. Хорошо, если и мы сами при этом показываем свое расположение к преподавателю: улыбаемся, перекидываемся парой слов, делаем комплименты и показываем радушие при встрече. Не стоит при ребенке критиковать учителя и высказывать свои сомнения по поводу его компетенции. Если проблемы действительно есть, решать их следует на уровне взрослых.
* Сватовство: развитие отношений с учителями и другими взрослыми, которые заботятся о наших детях
Какой же он, хороший учитель, которому можно без страха доверить своего ребенка? Несколько вдохновляющих историй на нашем сайте помогут составить приблизительный портрет настоящего педагога. Хотя каждый родитель, конечно же, представляет такого учителя по-своему.
* Школа, полная тепла и поддержки
В погоне за результатами в академических знаниях мы часто забываем о свободной игре, о покое, который как раз и является источником развития. Обычный день школьника сегодня часто не отличается от рабочего дня менеджера крупной компании. У ребенка плотное расписание с утра и до вечера, в котором есть место урокам, репетиторам, различным кружкам и тренировкам, но абсолютно нет места простому отдыху и свободной игре. «Безделье ни к чему хорошему не приводит», – скажут многие и ошибутся. Развитие происходит из точки покоя. Множество школьников с огромной базой знаний на самом деле не знают, чем они действительно хотят заняться в жизни, им ничего не интересно, они плывут по течению. Для того чтобы узнать себя и услышать свой голос, нужно хотя бы немного побыть в тишине, побездельничать и поскучать. И если ребенок напитан благополучными отношениями, ему обеспечен покой от постоянного поиска безопасной близости, то в такие моменты безделья энергия дерзновения обязательно найдет свой выход и подскажет сферу приложения своих знаний и умений.
* Развитие происходит из точки покоя
* Игра — это больше, чем просто забава. Выступление Стюарта Брауна на TED
Кроме успешного обучения, у родителей есть еще один важный повод для беспокойства о своих школьниках: смогут ли мои дети адаптироваться в среде сверстников и найти себе друзей? Мы очень переживаем, если ребенок не популярен, если он ни с кем в классе не дружит. Часто считается, что, чем больше у ребенка друзей, чем глубже он интегрирован в среду сверстников, тем лучше. Особенно, если наш ребенок – подросток. Подросткам свойственно быть привязанным к ровесникам больше, чем к своим родителям. Но хорошо ли это для наших отношений с детьми и тем более для их психологического развития?
* Гордон Ньюфелд о привязанности к сверстникам
* Поддержка семьи делает подростка счастливее
* Что лучше? Ориентация детей на ровесников или на родителей?
Бывает, что отношения с ровесниками в школе идут совсем не так, как нам бы хотелось, и ребенок становится жертвой буллинга. Что же делать в таком случае? Главное, нужно помнить, что буллинг – это, в первую очередь, проблема взрослых: родителей, учителей, администрации школы. И ни в коем случае нельзя пускать ее на самотек по принципу «пусть дети сами разберутся».
* Гордон Ньюфелд о буллинге. Часть 1
* Гордон Ньюфелд о буллинге. Части 2 и 3
* Гордон Ньюфелд о буллинге. Часть 4
Нам очень хочется, чтобы ребенок быстро адаптировался к трудностям, с которыми он может столкнуться в школе, хочется, чтобы он был психологически устойчив. Кроме того, мы, конечно же, хотим уберечь своих детей от возможных опасностей, которые могут приключиться с ними в школе и там, где мы не сможем быть рядом. О том, что значит благоприятная среда в школе и как мы можем защитить своих детей, в следующих публикациях:
* Социализация и адаптация к школе
* Добрые злые взрослые, или перепривязанность как основа абьюза
* «Неудобные» дети неудобны для насильников
И конечно же, в рутине каждого дня, в этой постоянной ежедневной гонке нам, прежде всего, нельзя забывать об отношениях, о нашей привязанности и близости. Для того чтобы показать нашу любовь и принятие, на самом деле не нужно проводить с ребенком 24 часа в сутки и не отходить от него ни на шаг. Напитать и показать человеку, насколько он для нас важен, можно простым взглядом, полным теплоты и участия. Обнимайте детей, почаще говорите им о любви, о том, как вы им рады, звоните не только для того, чтобы проверить, где он сейчас находится и сделал ли уроки. Именно наши отношения являются основой успешного обучения и развития, залогом энергии дерзновения, которая толкает ребенка к знаниям, к исследованию мира вне зависимости от того, насколько престижной или нет является школа и насколько компетентен его учитель. Даже самые нежные ростки способны преодолеть каменистый путь, если их питает сила отношений.
Анна Горулько
Фото: pixabay.com