Хочу поделиться с вами своим опытом. Он будет особенно полезен мамам, которые не ощущают себя сильной «альфой» и которым тяжело вести за собой. Я много работаю с разными детьми, и часто это короткие контакты, например, они приходят ко мне на мастер-класс по шерстяной акварели. Впервые.
Есть такие, которые легко идут на контакт, и такие, которым сложнее. Но я заметила, что в процессе творчества намного легче установить контакт, завладеть и расположить к следованию. Поскольку я обучаю их совсем незнакомой технике, они легко принимают мою альфу и уходят в зависимость. И тут происходят чудеса!
Ручки заняты шерстью, мягкой и приятной (она является отличным стимулятором тактильного восприятия, а заодно и эмоционального), а защиты как будто ослабевают. Дети потихоньку отогреваются, идут на контакт — и вот уже поднимают глаза, а тут осторожная улыбка появилась, и вот они уже зовут меня на помощь! А потом уже немного хвастаются: смотри, как я вот тут сделал!
Понятно, что шерсть обладает своим тайным и неповторимым волшебством, и дает даже самым юным художникам возможность почувствовать себя на высоте. Но и позиция «обучающий-обучаемый» очень помогает занять иерархически верную позицию по отношению к ребенку. Нужно только найти то, в чем вы эксперт (по отношению к ребенку) и чем любите заниматься. Неважно в чем, хоть в вырезании снежинок, хоть в рисовании котиков или в выпекании оладушек.
В совместном же творчестве есть неоспоримый плюс: это и совместное времяпрепровождение, и укрепление привязанности, к тому же, оно еще отлично помогает пообщаться по душам. Дети зачастую рассказывают очень многое в процессе. Когда акцент смещен на творчество, сердце смягчается, защиты ослабевают и случаются редкие минуты истинного покоя и близости.
Элинор Провиз
Фото автора