«Человек Дождя» — это фильм-легенда, который, хоть и снят в далёком 1988 году, до сих пор собирает новые и новые отзывы от тех, кто посмотрел его не так давно. Вот и я среди них. Первый раз я увидела этот фильм год назад и пересмотрела еще дважды. В простоте этой картины каждый раз можно найти новые грани человеческих отношений.
Чарли, один из главных героев фильма, уже давно обижен на отца и не может простить ему один случай.
«Он позвонил в полицию и сказал, что машину угнали. Не сказал: «Мой сын взял машину без разрешения», а просто «угнали». Полицейский участок. Отцы моих приятелей внесли залог в течении часа. Он оставил меня там на два дня».
Отец тоже не может простить Чарли его отношение к семье.
«Я хорошо помню день, когда ты ушел из дома, полный печали и грандиозных идей, думая лишь о себе. Ты рос без матери, поэтому твоя жестокость вполне объяснима. Ты даже не притворялся, что любишь или уважаешь меня, но всё это я простил, хотя ты мог написать или позвонить, спросить, что со мной происходит, узнать, как мне живется без сына, тем не менее, я желаю тебе самого лучшего».
Однако Чарли уверен, что после смерти отец оставил наследство ему — и его ждёт большое разочарование. Всё наследство отец оставляет другому сыну Рэймонду, о существовании которого Чарли узнаёт только на похоронах отца. Когда-то давно в детстве Реймонд обжёг своего младшего брата Чарли, и после этого его поместили в лечебное учреждение, где он и прожил много лет с диагнозом «аутизм».
Ну так вот, вернёмся к завещанию. Чарли достаётся лишь старая машина и кусты роз… Но он не может смириться с таким решением отца, у него на наследство свои планы. Поэтому он забирает брата из больницы, преследуя свои корыстные цели.
Это решение оказывается не самым простым. Реймонд, в силу особенностей своего здоровья, замкнут, немногословен, пуглив, избегает общения. Любое лишение стабильности его тревожит: кровать стоит не там, где обычно, бельё другого цвета. И он с упорством стремится вернуть всё как было.
Чарли же эгоистичен, самовлюблён, энергичен, решителен. Он постоянно выходит из себя, общаясь с братом и считая, что это его капризы. Он использует брата в своих махинациях и манипулирует им, да и не только им. С девушкой отношения у него тоже не ладятся.
— Ты используешь меня, используешь Рэймонда. Ты используешь всех.
— Использую Рэймонда? Эй, Рэймонд, я использую тебя?
— Да.
— Заткнись. Он отвечает на вопрос, который ему задали полчаса назад.
Можно было бы сказать, что Чарли в этой жизни повезло больше, потому что он физически здоров. Но сюжет фильма разворачивается так, что в итоге именно Реймонд приносит в жизнь Чарли смысл. Чарли меняется, общаясь с братом и заботясь о нем, и он сам не замечает, как в нём рождаются братские чувства. Сначала это заметно лишь в мелочах. Но в нём всё больше и больше проявляются добрые намерения в отношении брата. В итоге он перестает видеть в нём больного человека и забывает о своей изначальной цели получить лишь деньги. Да и сам Реймонд, благодаря отношениям с братом, чувствует себя значительно лучше.
К концу фильма мы можем видеть, как сила отношений и привязанность повлияла на них обоих. Несмотря на то, что фильм про взрослых, в нём заметно, как сильно могут влиять детские годы на взрослую жизнь. Например, то, как трепетно Чарли хранил свои детские воспоминания о Человеке дождя (rain man, «мокрый», грустный человек), не подозревая, что это не его воображение, а живой брат.
— В детстве, когда мне было страшно, приходил Человек дождя и пел мне. Это был мой воображаемый друг.
— И что с ним стало?
— Ничего, я повзрослел.
Какие зерна посеял Реймонд в душе Чарли, когда приходил в детстве к своему младшему брату и пел ему колыбельные? Мы не можем знать этого однозначно. Но этот кусочек тепла, эти воспоминания о Человеке Дождя, Чарли пронес через всю жизнь. И это, конечно же, повлияло на пробуждение в нем чуткости и теплоты к своему старшему брату. Мы все иногда нуждаемся в таком вот Человеке Дождя, который придет в нужное время и просто побудет рядом, разделяя наши чувства и происходящее с нами, не ожидая ничего взамен. Просто потому, что в его душе есть та щедрость, которой он хочет поделиться. И медицинский диагноз не стал этому помехой.
Хочу закончить этот обзор фразой из стихотворения М. Бойковой:
«Просто человеку нужен человек».
Варлакова Юлия