Агрессия, в особенности насильственные ее формы, отвращают, отчуждают, ранят и провоцируют во взрослых мощные реакции. Эти реакции бывают такими, что нам самим потом бывает за них стыдно, порой мы сами не ожидаем от себя таких реакций. Мы отслеживаем их, стараемся сдерживаться, но все же реакции на агрессию ребенка бывают мощнейшими, и они, к сожалению, могут еще усилить проблемы с агрессией у ребенка.
Например, представим себе, что ребенок нападает на брата (атакует). Резкое отвержение ребенка родителем во время агрессии становится препятствием для близости между родителем и ребенком. Как правило, родитель ждет раскаяния, извинения от ребенка. А его нет. Ребенок в это время уже ожесточен и не может чувствовать тщетность, раскаяние (как вариант, извиняется, но чаще всего ради того, чтобы отвязались, таким образом в нем взращивается лицемерие). Вместо раскаяния — обида. Фрустрация растет, так как из-за ожесточения не происходит слез. И ребенок нападает на брата с еще большим ожесточением (снова атака). Более того, он может начать нападать и на родителя, а возможно, и на всех, кто попадется под руку. При этом будут расти защиты от уязвимости. Вот и порочный круг агрессии.
Насильственные способы проявления агрессии неприемлемы в обществе, они неприемлемы в группе, в то же время фрустрацию не запретишь, можно лишь перенаправить выход фрустрации в мирное русло, в такой способ выражения, который приемлем и для нас, и для группы.
Бывает так, что фрустрация становится опасной и привлекает к себе все внимание, например, когда ребенок снова и снова говорит о том, что не хочет жить, снова и снова наносит себе раны, ведь это может быть и аутоагрессия. Так что учителя и родители очень беспокоятся за него. Или же наоборот, ребенок нападает на других. В этом случае нам нужно помочь ребенку найти безопасные выходы для фрустрации. Это наша роль, наша функция и это наш главный приоритет.
Курс «Агрессия» поможет разобраться с этим непростым явлением в жизни детей и взрослых, узнать его природу, механизм проявления, а также даст представление о том, как поступать в моменты проявления атакующей энергии — и самому, и по отношению к ребенку, исходя из понимания сути явления.
Отрывок из конспекта курса «Агрессия», записала Галина Стрелец
Фото: pixabay.com