Книга «Взгляд кролика» написана более 45 лет назад, но есть темы, которые актуальны всегда. Например, тема отношений детей и взрослых. В этой книге японский писатель Кэндзиро Хайтани рассказывает о детях в школе и их молодой учительнице.
Фуми Котани приходит работать в школу. Она сама только что закончила университет, она полна надежд стать значимой фигурой для своих учеников. Но, как известно, никто не рождается великим учителем или опытным родителем. Так и Фуми Котани встречается со множеством удивительных вещей, о которых она и думать не думала.
Ее класс – это больше тридцати детей шести-семи лет. Среди них есть мальчик, который почти никогда не разговаривает, это сирота Тэцудзо. Мальчик этот не пишет, не читает. Он увлекается только мухами. А так как школа находится на территории мусоросжигательного завода, то мух там немало.
Котани-сан ходит домой к ученикам, чтобы помочь им с учебой. Но она никак не может разгадать этого мальчика, увлеченного мухами. Однако в желании найти тропинку к сердцу этого ребенка учительница перешагивает через свою брезгливость, узнает названия мух и учит Тэцудзо читать и писать – через совместное наблюдение за мухами.
Мы видим путь учительницы, который напоминает лабиринт. Она ходит на уроки к другим учителям, но их методы не работают у нее. Поэтому изо дня в день Котани-сенсей нащупывает дорогу, нащупывает опору внутри себя, становится опорой для детей и идет на такие шаги, на которые никогда бы не отважилась, если бы не ее ученики. Так, она переодевается в лохмотья, чтобы собирать старье для помощи работникам завода, родителям ее учеников.
В этой книге очень много трогательных моментов. Она читается на одном дыхании, которое, правда, прерывается от накатывающих слез. Прекрасно подойдет для семейного чтения с детьми среднего школьного возраста.
А что касается названия книги – оно отсылает нас к японской пословице: «Не нужно быть Буддой, чтобы взглянуть в глаза кролику и увидеть мир его глазами». Очевидно, что Котани-сенсей взглянула в глаза своим ученикам и увидела мир их глазами, став ответом на их нужды в привязанности.
Елена Фурдак