Гордон Ньюфелд: Об обучении саморегуляции

2019_06_30_10_53_09_nyufeld_iyul_2019.jpg

Другие видео можно посмотреть на нашем канале. 

Вопрос: Какое влияние на эмоциональное развитие детей оказывает современное движение по обучению саморегуляции?

Новое движение по обучению саморегуляции — это очередная причуда школьной системы, распространившаяся по всей Северной Америке, еще оно называется социально-эмоциональным обучением (SEL). Так вот в нем не учитывается, как вообще происходит процесс эмоционального развития. Предполагается, что «хорошему» детей нужно учить. И оно также ориентировано на результат.

Термин «саморегуляция» — это просто причудливое слово для обозначения того же самоконтроля. И идея здесь заключается в том, что, для того чтобы дети пришли к самоконтролю, мы каким-то образом должны научить их быть в ответе за свои чувства, научить их управлять ими.

Но нет ничего более далекого от истины. Этот процесс разворачивается абсолютно спонтанно. Как и всё в истинном процессе развития, здесь есть ступени и стадии. И в эмоциональном созревании ребенка можно выделить пять или шесть таких стадий. Результатом будет способность управлять своими эмоциями, делиться своими переживаниями, делать это ответственно, то есть учитывая чувства других людей. Но это уже будет плодом процесса.

А первым шагом в этом процессе будет предоставить ребенку возможность выражать свои чувства и эмоции. Но когда мы говорим детям: «Успокойся», «Хватит», «Возьми себя в руки», «Ты должен справиться со своими чувствами», суть этого послания — ТАК ЧУВСТВОВАТЬ НЕПРАВИЛЬНО.

За годы своей практики я видел огромное количество детей, чьи родители неустанно твердили им: «Держи себя в руках», «Успокойся», «Не расстраивайся». Так вот эти дети даже не знали названий своих эмоций! Но невозможно управлять эмоцией, которую ты не чувствуешь. Невозможно управлять эмоцией, которую не осознаешь.

Поэтому в этом подходе опять прослеживается попытка начать не с того конца: линейно двигаться к результату, не беря в расчет природный план развития, не позволяя ребенку испытывать свои эмоции и чувства.

Ключом же к истинному самоконтролю являются смешанные чувства. Но они не появляются раньше 5-7-летнего возраста, а в случае с чувствительными детьми, с бурно переживающими свои эмоции детьми это происходит даже позже — в районе 7-9 лет. И нам нужно проявлять терпение в этом вопросе.

Гордон Ньюфелд

Перевод Юлии Твердохлебовой

Русскую версию озвучила Ева Фарбер

Монтаж и сведение звука русской версии Евы Фарбер

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *