Как сделать напряженные утренние сборы приятнее и для вас, и для детей

от editor
ребенок не хочет одеваться, ребенок не слушается

Как часто ребенок не слушается, не хочет сотрудничать, упрямится и делает все наперекор именно тогда, когда нам нужно обратное! Можем ли мы повлиять на это проблемное поведение? Дебора Макнамара предлагает ответ на этот вопрос.

Какая ситуация знакома каждому родителю? Сборы! Cборы куда-либо, похожие на танец измученного родителя и ребёнка, двигающегося со скоростью улитки. Кажется, что чем больше спешат родители, поторапливая ребёнка, тем медленнее движутся руки и ноги ребёнка во время одевания, еды и даже ходьбы. Некоторые дети и вовсе останавливаются, а то и ложатся «тряпочками» на пол.

Однажды, наблюдая за тем, как моя дочь еле волочит ноги по дороге к машине, я подумала, что если бы в машине ее ждала шоколадка, дочь помчалась бы туда со скоростью света. Даже на просьбу выйти из машины она может реагировать противлением. Однажды дочь сказала мне с закрытыми глазами: «Я не могу встать с сидения, я сплю».

И эта деталь, превращающая утренние сборы в кошмар, есть ни что иное как сопротивление ребёнка в ответ на упорные попытки родителя поторопить его.

Есть ли более простой способ пережить утренние сборы? Хорошая новость состоит в том, что он существует.

Правда, ничего не выйдет, если родитель не возьмёт на себя главную роль и не постарается разобраться в том, что заводит сборы в тупик и как из него вырулить. На самом деле, порой самые значительные успехи в родительстве достигаются именно тогда, когда мы понимаем, что что-то идёт не так и требует изменений.

Без сомнений, если кто-то и может изменить направление и настроение утренних сборов, то это именно родитель. Порой меняться придется нам, а порой мы должны помочь измениться другим. Но обычно все эти изменения происходят не в инциденте, а благодаря рефлексии, основанной на чувстве вины после мучительного утра.

Вот три момента, на которые стоит обратить внимание:

1) У родителей есть свой план, а у ребёнка — свой, и зачастую — совершенно противоположный.      

Родитель спешит на работу, а ребёнку пора в школу, но он может просто не хотеть туда идти. Например, иногда дети не хотят собираться, потому что им трудно даётся разделение с родителями. Скорее всего, им хочется играть, а не учиться, или они поссорились с друзьями и не хотят возвращаться в неприятную ситуацию.

Когда вы увидите, что кроется за сопротивлением ребёнка, и придете ему на помощь, утренние сборы могут наладиться сами собой.

2) Родители не могут вести за собой детей, которые не следуют за ними, — и не только по утрам.

Если ваш ребёнок вообще с трудом следует правилам, не делает так, как его просят, не хочет ориентироваться на родителей, то проблема может быть вовсе и не в утренних сборах, а в самих отношениях. Если ребёнок не привязан к родителям или находится в доминирующей позиции по отношению к ним — Гордон Ньюфелд придумал специальный термин для таких детей — «альфа дети» — то, конечно, такого ребёнка слишком трудно вести за собой, и утренние сборы могут превратиться в настоящую борьбу.

Альфа-дети часто командуют и дают указания, или же могут симулировать беспомощность, чтобы режиссировать действия родителей. Они терпеть не могут, когда им говорят, что делать — это и приводит к утренним баталиям, родительским крикам и угрозам. И, пока не будет решена проблема в отношениях, бесполезно ждать от ребёнка желания следовать просьбам родителей.

3) У всех людей есть встроенный природный инстинкт противиться, когда они чувствуют принуждение.

Чем больше кто-то навязывает нам свои планы, тем с большей вероятностью у нас включится инстинкт противления, из-за которого мы будем отвергать предложенные планы. Маленькие дети, начиная с возраста между 2 и 3 годами, начинают все больше сопротивляться тому, когда их торопят или перемещают куда-либо без их согласия.

Чем больше развивается их «собственное мнение», тем больше у них идей по поводу того, что и когда они хотели бы делать. Планы ребёнка в этом возрасте часто идут вразрез с желаниями родителей, однако они же являются индикатором здорового развития малыша.

И только активная привязанность к тому взрослому, который даёт указание, способствует тому, чтобы ребёнок действительно хотел делать то, что ему говорят, следовать правилам и подчиняться родителям.

Три стратегии для укрощения утреннего хаоса

1. Задавайте ориентиры

Детям может быть легче следовать утреннему распорядку, если вы расскажете им о своих планах накануне вечером. Обычно дети любят, когда взрослые посвящают их в свои планы, это помогает им сориентироваться и предотвращает сопротивление. А также, проследив реакцию детей на озвученный план, родители могут обратить внимание на те части плана, которые трудны для детей или не нравятся им.

противление, сопротивление, непослушание

2. Обращайтесь к благим намерениям

Рассказывая ребёнку о планах на завтра, вы можете обратиться к его благим намерениям, а именно прямо спросив: «Я могу рассчитывать на то, что ты оденешься, придешь завтракать и сделаешь все необходимое со своей стороны, чтобы спокойно собраться утром?» Если у ребёнка есть какие-то возражения по поводу планов, то он их, скорее всего, тут же и озвучит, а вы сможете сразу же разобраться с ними.

Обращаясь к благим намерениям ребёнка, вы пытаетесь привлечь его к сотрудничеству и приглашаете работать с вами на одной стороне для общего блага. В то же время, вы оставляете себе некоторое пространство для того, чтобы заметить проблемные места и подготовиться к ним. Следующим утром, если ребёнок начнёт противиться плану, родитель может напомнить ему о договоренностях, признавая, что всем иногда бывает трудно придерживаться своих благих намерений.

3. Завладевайте ребенком и активируйте инстинкты привязанности

Когда ребёнок привязан к родителю, в нем просыпается инстинкт следования, желание слушаться и угождать, соответствовать ожиданиям и ориентироваться на родителей. Детям, особенно младшего возраста, очень сложно слушаться тех, кто сначала не активировал их инстинкты привязанности.

Завладеть ребёнком — значит найти способ настроиться с ним на одну волну, попытаться поймать его взгляд, возобновить чувство теплоты и связи между вами. После сна или игры инстинкты привязанности ребёнка могут быть неактивны или не направлены на родителя. И если родитель сразу же начнёт давать ребёнку указания, то в ответ получит сопротивление, так как инстинкт противления будет сильнее, чем инстинкт привязанности.

Завладеть ребёнком — значит наладить с утра связь между вами, почитав ему, полежав в обнимку или любым другим из множества разнообразных способов.

Хорошая новость состоит в том, что даже если утро не задалось, у нас все ещё есть возможность изменить ситуацию к лучшему — ведь завтра, без сомнений, будет новый день.

Дебора Макнамара

Перевод Ольги Нелеповой

Редактура Татьяны Безбородовой

Источник:
https://www.mother.ly/child/how-to-make-school-mornings-easier

Фото: pixabay.com

Как выглядит противление во взрослом возрасте, во взрослых отношениях? Об этом повествуют следующие кинокартины:

Инстинкт противления существует с определенной целью, об этом можно прочесть в подборке статей на нашем сайте:

Похожие сообщения

Сайт «Заботливая Альфа» существует с 2013 года с целью поддержки родителей и специалистов, которые растят и обучают детей в русле теории развития на основе привязанности.
Наш сайт представляет собой библиотеку, в которой собрано большое количество научных исследований, интервью, теоретических статей и историй из личного опыта родителей, педагогов, психологов.
© 2013-2022 Alpha-parenting.ru Все права защищены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. При перепечатке материалов гиперссылка на сайт обязательна.