Как сделать напряженные утренние сборы приятнее и для вас, и для детей

beach-1356094_960_720.jpg

Как часто ребенок не слушается, не хочет сотрудничать, упрямится и делает все наперекор именно тогда, когда нам нужно обратное! Можем ли мы повлиять на это проблемное поведение? В теории развития есть ответ на этот вопрос.

Какая ситуация знакома каждому родителю? Сборы! Cборы куда-либо, похожие на танец измученного родителя и ребёнка, двигающегося со скоростью улитки. Кажется, что чем больше спешат родители, поторапливая ребёнка, тем медленнее движутся руки и ноги ребёнка во время одевания, еды и даже ходьбы. Некоторые дети и вовсе останавливаются, а то и ложатся «тряпочками» на пол.

Однажды, наблюдая за тем, как моя дочь еле волочит ноги по дороге к машине, я подумала, что если бы в машине ее ждала шоколадка, дочь помчалась бы туда со скоростью света. Даже на просьбу выйти из машины она может реагировать противлением. Однажды дочь сказала мне с закрытыми глазами: «Я не могу встать с сидения, я сплю».

И эта деталь, превращающая утренние сборы в кошмар, есть ни что иное как сопротивление ребёнка в ответ на упорные попытки родителя поторопить его.

Цифровой мир

Есть ли более простой способ пережить утренние сборы? Хорошая новость состоит в том, что он существует.

Правда, ничего не выйдет, если родитель не возьмёт на себя главную роль и не постарается разобраться в том, что заводит сборы в тупик и как из него вырулить. На самом деле, порой самые значительные успехи в родительстве достигаются именно тогда, когда мы понимаем, что что-то идёт не так и требует изменений.

Без сомнений, если кто-то и может изменить направление и настроение утренних сборов, то это именно родитель. Порой меняться придется нам, а порой мы должны помочь измениться другим. Но обычно все эти изменения происходят не в инциденте, а благодаря рефлексии, основанной на чувстве вины после мучительного утра.

Вот три момента, на которые стоит обратить внимание:

  1. У родителей есть свой план, а у ребёнка – свой, и зачастую – совершенно противоположный.      

Родитель спешит на работу, а ребёнку пора в школу, но он может просто не хотеть туда идти. Например, иногда дети не хотят собираться, потому что им трудно даётся разделение с родителями. Скорее всего, им хочется играть, а не учиться, или они поссорились с друзьями и не хотят возвращаться в неприятную ситуацию.

Интенсив 1

Когда вы увидите, что кроется за сопротивлением ребёнка, и придете ему на помощь, утренние сборы могут наладиться сами собой.

2) Родители не могут вести за собой детей, которые не следуют за ними, – и не только по утрам.

Если ваш ребёнок вообще с трудом следует правилам, не делает так, как его просят, не хочет ориентироваться на родителей, то проблема может быть вовсе и не в утренних сборах, а в самих отношениях. Если ребёнок не привязан к родителям или находится в доминирующей позиции по отношению к ним – Гордон Ньюфелд придумал специальный термин для таких детей – «альфа дети» – то, конечно, такого ребёнка слишком трудно вести за собой, и утренние сборы могут превратиться в настоящую борьбу.

Дети от 2 до 7

Альфа-дети часто командуют и дают указания, или же могут симулировать беспомощность, чтобы режиссировать действия родителей. Они терпеть не могут, когда им говорят, что делать – это и приводит к утренним баталиям, родительским крикам и угрозам. И, пока не будет решена проблема в отношениях, бесполезно ждать от ребёнка желания следовать просьбам родителей.

3) У всех людей есть встроенный природный инстинкт противиться, когда они чувствуют принуждение.

Чем больше кто-то навязывает нам свои планы, тем с большей вероятностью у нас включится инстинкт противления, из-за которого мы будем отвергать предложенные планы. Маленькие дети, начиная с возраста между 2 и 3 годами, начинают все больше сопротивляться тому, когда их торопят или перемещают куда-либо без их согласия.

Чем больше развивается их «собственное мнение», тем больше у них идей по поводу того, что и когда они хотели бы делать. Планы ребёнка в этом возрасте часто идут вразрез с желаниями родителей, однако они же являются индикатором здорового развития малыша.

И только активная привязанность к тому взрослому, который даёт указание, способствует тому, чтобы ребёнок действительно хотел делать то, что ему говорят, следовать правилам и подчиняться родителям.

Три стратегии для укрощения утреннего хаоса

1. Задавайте ориентиры

Детям может быть легче следовать утреннему распорядку, если вы расскажете им о своих планах накануне вечером. Обычно дети любят, когда взрослые посвящают их в свои планы, это помогает им сориентироваться и предотвращает сопротивление. А также, проследив реакцию детей на озвученный план, родители могут обратить внимание на те части плана, которые трудны для детей или не нравятся им.

Цифровой мир
противление, сопротивление, непослушание

2. Обращайтесь к благим намерениям

Рассказывая ребёнку о планах на завтра, вы можете обратиться к его благим намерениям, а именно прямо спросив: «Я могу рассчитывать на то, что ты оденешься, придешь завтракать и сделаешь все необходимое со своей стороны, чтобы спокойно собраться утром?» Если у ребёнка есть какие-то возражения по поводу планов, то он их, скорее всего, тут же и озвучит, а вы сможете сразу же разобраться с ними.

Обращаясь к благим намерениям ребёнка, вы пытаетесь привлечь его к сотрудничеству и приглашаете работать с вами на одной стороне для общего блага. В то же время, вы оставляете себе некоторое пространство для того, чтобы заметить проблемные места и подготовиться к ним. Следующим утром, если ребёнок начнёт противиться плану, родитель может напомнить ему о договоренностях, признавая, что всем иногда бывает трудно придерживаться своих благих намерений.

3. Завладевайте ребенком и активируйте инстинкты привязанности

Когда ребёнок привязан к родителю, в нем просыпается инстинкт следования, желание слушаться и угождать, соответствовать ожиданиям и ориентироваться на родителей. Детям, особенно младшего возраста, очень сложно слушаться тех, кто сначала не активировал их инстинкты привязанности.

Завладеть ребёнком – значит найти способ настроиться с ним на одну волну, попытаться поймать его взгляд, возобновить чувство теплоты и связи между вами. После сна или игры инстинкты привязанности ребёнка могут быть неактивны или не направлены на родителя. И если родитель сразу же начнёт давать ребёнку указания, то в ответ получит сопротивление, так как инстинкт противления будет сильнее, чем инстинкт привязанности.

Завладеть ребёнком – значит наладить с утра связь между вами, почитав ему, полежав в обнимку или любым другим из множества разнообразных способов.

Хорошая новость состоит в том, что даже если утро не задалось, у нас все ещё есть возможность изменить ситуацию к лучшему – ведь завтра, без сомнений, будет новый день.

Интенсив 1

Дебора Макнамара

Перевод Ольги Нелеповой

Редактура Татьяны Безбородовой

Источник

Фото: pixabay.com

Как выглядит противление во взрослом возрасте, во взрослых отношениях? Об этом повествуют следующие кинокартины:

Инстинкт противления существует с определенной целью, об этом можно прочесть в подборке статей на нашем сайте:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *