Ребенок у врача: что самое главное для успешного взаимодействия?

doctor-899037_960_720.jpg

Посещение поликлиник, медицинские осмотры, лечение – все это необходимость, с которой сталкиваются родители. В кабинете у врача ребенок может отказываться сотрудничать, может закатить истерику, а может и просто застыть. Как врач может проложить мостик в направлении ребенка?

Родители ждут от врача уважения к маленькому пациенту. В некоторых странах врачи относятся к маленьким пациентам как ко взрослым: садятся перед ним на колени, обращаются непосредственно к ребенку.

Но важнее проявления уважения все же обстановка. Часто я замечаю, что на приеме врач не может создать атмосферу доверия и безопасности для моих детей. Мне же хотелось бы немного искренней эмпатии со стороны медперсонала. Правда, эмпатия – это то, чему не научишься специально, ведь она возникает из чувства заботы о том, кто находится перед тобой.

Я верю в то, что люди помогающих профессий должны чувствовать эту заботу и действовать с чувством заботы, видеть, что происходит с человеком, чтобы успешно работать с ним и не наносить вред. Мне кажется, что они не должны решать проблему с порезом или с зубом ценой психологического ущерба.

курс Альфа-дети

Понятно, что врачу нужно сделать свою работу. Но я предлагаю еще учесть и того, над кем производятся эти манипуляции. Ведь если ребенок отказывается сотрудничать, значит, у него есть причина. Если разобраться, в чем причина, легче будет найти способ ее устранить.

Почему ребенок откавзывается сотрудничать с докторами

Причин для противления может быть много. Вот самые очевидные:

  • Ребенок не понял, что он него требуется, что с ним будут делать.
  • Он боится врача.
  • Он не знаком с врачом и не доверяет ему.
  • Он боится боли.
  • Он боится остаться один.
  • Он боится, что родители перейдут на сторону врача, оставив его наедине с его страхами, обесценив его чувства.

Популярные стратегии общения медперсонала с ребенком

Врачи могут демонстрировать формальное уважение к пациенту, но при этом обманывать ребенка. Например, моего ребенка ужасно пугает, когда адекватный с виду человек начинает говорить «ну а теперь помажем вареньем», не замечая его вопрошающего взгляда. После таких слов ребенок всю процедуру сидит настороже.

Иногда, по мнению врача, уважение к пациенту означает, что он не будет разговаривать с мамой, а будет спрашивать ребенка напрямую, несмотря на то, что ребенок может вовсе не хотеть вступать в общение, будет смотреть на маму и искать у нее подсказки и ориентиры. Врач, поговорив с ребенком как со взрослым, может требовать с ребенка как со взрослого. Хотя очевидно, что ребенок еще не готов принимать решения относительно своего здоровья.

Некоторые стараются использовать страх ребенка остаться без родителей, объединяясь с родителями или используя их как рычаг давления. А выглядит все очень «уважительно»: «Ну я даже не знаю, с таким поведением я ничего не успею, и маме, к сожалению, придется тебя оставить тут на ночь, правда, мама?»

Интенсив 1

Что способствует успешному взаимодействию врача с ребенком

Думаю, что меня бы порадовало, если бы врач при знакомстве старался не нагнетать атмосферу, а разряжать ее. Так как нам важно на приеме создать безопасную для ребенка обстановку, доктор должен стать на время «своим человеком» – дядей Мишей или тетей Катей. Это важно для того, чтобы ребенок начал сотрудничать, или хотя бы стал слушать доктора и верить тому, что этот человек с хорошими намерениями.

приветливый доктор, знакомство с доктором

Правильнее всего было бы наладить дружескую беседу с родителями, подмигнуть и пошутить, будто вы старые знакомые, которые давно знают друг друга и которые доверяют друг другу. Можно поговорить о чем-то с родителями, чтобы ребенок мог привыкнуть к новому голосу, и понять, что мама или папа не настроены против.

Недавно один врач начал общение с нами со слов «а откуда вы знаете, что это именно описанная вами проблема?» Родители могут рассказывать то, что считают нужным, и не стоит создавать впечатление противостояния с первых слов и поднимать свой авторитет за счет родителей.

Иногда при входе в кабинет можно услышать: «А вот там у нас уголок и стульчик для мамы, чтобы не мешать». Да, в идеальном круглом мире в вакууме ребенок готов будет оставить маму в уголочке и пойти к незнакомой тете в белом халате на осмотр. Но неплохо было бы исходить из реальности и готовности того ребенка, который зашел в кабинет.

Для начала я ожидаю, что врач спросит имя ребенка у меня, у мамы, и назовет свое. Попросить маму познакомить его с ребенком – это очень хороший располагающий прием. Знакомство – это древний ритуал, которому раньше уделяли много внимания. Людям всегда было важно, кто рекомендует нам узнать и впустить в свой круг нового человека. Очень важно, чтобы мама представляла детей другим людям.

Дальше можно сказать пару слов о себе, таких слов, которые бы дали понять, что ребенок и врач в чем-то очень похожи. Во внешности, в одежде, в привычках, в идеях, в хобби, в любви к кошкам и т.д. Например: «Рома, привет. О, я вижу, вы уже в осенних ботинках, я тоже уже переобут, вот мои, смотри, тоже на шнурках. Устанешь завязывать, согласен?»

курс Альфа-дети

Через похожесть легче всего почувствовать связь. А значит, и расположение к тому, кто перед нами. Уже на этом этапе будет гораздо проще принимать заботу и распоряжения от этого взрослого. Вне контекста связи дети не будут воспринимать этого взрослого и следовать за ним.

И дальше, во время процедур, все основные моменты лечения можно уладить совместно с родителями. Родители помогут преодолеть сопротивление, успокоить или уравновесить страх ребенка, подскажут, на что сделать упор и какое количество информации нужно дать ребенку. Не стоит пренебрегать кооперацией. Врачу же нужно просто не напугать ребенка еще больше и не запрещать ему выражать свои эмоции.

Валентина Ячичурова

Редакция Елены Фурдак

Фото: pixabay.com

Нам очень хочется поделиться с Вами полезными статьями, которые связаны с посещением врачей и пребыванием в больницах.

Статья Ольги Писарик о сути привязанности. Понять привязанность – значит понять, как заботиться о детях:

Личный опыт мамы, дочка которой попала в больницу:

Интенсив 1

Личный опыт мамы, которая попала в больницу:

Нам может помочь ритуал “перекрывания разделения”, когда мы вынуждены расстаться с ребенком. Статья Валентины Ячичуровой о перекрывании разделения – это просто фонтан идей, которые нам могут пригодиться в трудные моменты:

Если врач не очень любезен, в наших силах посватать врача, взять налаживание контакта между медперсоналом и врачом в свои руки:

Ну и, конечно, наше главное оружие – это игра и игривость:

подписка на дайджест

One thought on “Ребенок у врача: что самое главное для успешного взаимодействия?”

  1. О, это вообще больная тема.. Врачи реально уверены, что нормальный ребенок должен позволить себе врачу делать с собой, что угодно — и ничего, что человека деть видит в первый раз. Почему с боем нужно добиваться совместной госпитализации?? Во время процедур родителей выставляют! Им нужно делать работу — так нам тоже нужно делать свою работу, каждодневную!!!
    А логопеды, дефектологи!… Единицы допускают родителей хотя бы на первое занятие и то проведут беседу с родителем о вреде гиперопеки. А ребенку может быть при этом два года! А сколько я наблюдала сцен душераздирающих, когда ребенка-аутиста от мамы отрывают — занятие с логопедом первое в центре. Сначала посулы “там игрушки”, “там книжки”, “любишь конфеты?”. Вот хоть бы подумали — кругом все ребенка пугает, он как на войне и единственный якорь — рука родителя. Вы бы бросили якорь в обмен на конфетку???!!!
    Спасибо автору!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *