Истинная игра — заповедная зона для детских эмоций

play14.jpg

Для детских эмоций нужно особое пространство. Истинная игра как раз является самым подходящим пространством для прочувствования, познания и выражения эмоций. Этой теме посвящена статья Деборы Макнамары.

Игра — это как будто бы не срочно. Желание поиграть не разбудит ребенка среди ночи, как, например, страшный сон или необходимость сходить в туалет. Потребность играть не завладеет вниманием ребенка настолько сильно, как, например, пустой желудок или рана, которую необходимо обработать. И хотя инстинкт игры присущ всем видам млекопитающих, он не является первостепенным и лишен претензии на то пространство, которое ему в действительности необходимо.

Игра остается в стороне, когда на свободное время есть более серьезные претенденты: организованная деятельность, шопинг или гаджеты. Игра обычно воспринимается как забава, которой можно заняться, когда закончены более важные дела вроде математики или чтения. Когда ребенок уходит в игру с головой, мы воспринимаем это как естественную составляющую детства, но зачастую игра недооценена в обществе и воспринимается как роскошь. 

подростки, курс Института Ньюфелда

И тем не менее игра является важнейшим условием развития ребенка, она нужна детям как воздух. Она дает пространство для безопасного овладения жизненными навыками. Игра способствует интеграции и формированию нейронных сетей, которые впоследствии будут отвечать за созидание, творчество, решение сложных задач. Играя, дети стремительно развиваются, формируют чувство самобытности и индивидуальности. Игра служит определенной цели, но мы не признаем замысел природы, которая встроила в нас этот инстинкт. 

Истинная игра

Игра игре рознь. Согласно подходу развития на основе привязанности психолога Гордона Ньюфелда, истинная игра не является работой и не фокусируется на результате, овладении знаниями или навыками. Истинная игра происходит не взаправду, действия не обременены последствиями: можно понарошку сжечь пирог, сыграть свадьбу или устроить аварию для гоночных машинок. Истинная игра позволяет проецировать внутренние переживания ребенка на окружающий мир; например, ожившие фигурки животных могут испытывать фрустрацию, потому что их воображаемые детеныши притворяются беспомощными. 

Для истинной игры также необходимо чувство безопасности от эмоциональных ран. Игра завладевает вниманием и удерживает его до тех пор, пока в поле зрения не возникает более мощный раздражитель. И наконец, в игре присутствует чувство свободы от столь присущих человеку обязательств и ограничений, потому что в нашем воображении возможно абсолютно все.

Мы называем игрой многие занятия, при этом далеко не все они отвечают критериям истинной игры. Например, видеоигры основаны на сюжетных линиях и алгоритмах, прописанных кем-то другим, а организованная деятельность, такая как футбол или плавание, подразумевает вполне конкретные результаты. Дети нуждаются в игре, которая не вкладывает в них знания и навыки, а высвобождает то, что находится внутри. Цель игры — не втиснуть ребенка в формочку, а напротив, освободить его душу и отправить в увлекательное путешествие с возможностью исследовать, открывать и смело выражать себя.

Игра на службе у эмоций

Одна из важнейших функций игры — развитие эмоционального мозга ребенка и забота о психологическом благополучии. Согласно данным нейробиологии, эмоциональное развитие — не менее сложный процесс, чем когнитивное, который к тому же нуждается в пространстве игры.

курс Сила быть родителем

Дети рождаются незрелыми и не способными различать свои эмоции, поэтому эмоциональные всплески малышей настолько спонтанны и интенсивны, что порой вызывает удивление у них самих. Обычно детям не хватает слов, чтобы объяснить или понять, что их так взбудоражило. Сложность управления эмоциями состоит в том, чтобы уметь их выражать, описывать словами, сохранять уязвимость и при этом обладать достаточно зрелым мозгом для того, чтобы сдерживать и уравновешивать эмоциональные реакции и рефлексировать над ними.  

Трудность этого пути развития в том, что наилучшим образом оно происходит тогда, когда эмоциональной системе не нужно трудиться над решением проблем ребенка в обычной жизни: не нужно удерживать кого-то рядом, не нужно искать помощи в моменты испуга и сильной фрустрации. Когда у ребенка удовлетворены базовые потребности в безопасности и привязанности, обеспечивающие выживание, интеграция мозга колоссальна. А истинная игра в свою очередь обеспечивает мозг всем остальным, необходимым для дальнейшего развития, и в этом ее прелесть. Истинная игра не является работой, происходит не взаправду, она экспрессивна, что позволяет ей функционировать как щит для выражения эмоций. Игра — это покой, способствующий росту.

Игра дает безопасное пространство для изучения эмоций и экспериментов со словами и действиями. Например, выражая фрустрацию в игре, ребенок лучше распознает ее внутри себя; когда ребенок заботится о своих «детях», он взращивает в себе инстинкты заботы, которые однажды будут поддерживать очаг его собственного родительства. Как утверждает Гордон Ньюфелд, любопытство — это «внимание в игре», и дети будут стремиться установить контакт со своими внутренними эмоциональными потоками естественным образом. 

истинная игра, свободная игра

Игра способствует выражению эмоций без последствий

В книге «Игра и реальность» педиатр Дональд Винникотт пишет: «То, что существует, должно быть выражено». И это действительно так: эмоция постоянно стремится к выражению. Эмоции — это рабочие лошадки мотивационной системы: они не являются источником проблем, напротив, способствуют их решению. Например, если ребенок напуган, эмоциональная система включится и побудит его уцепиться за сильного защитника или отступать в страхе. Когда ребенок испытывает давление или принуждение, на поверхность выйдет эмоция сопротивления, которая помешает малышу стать пешкой в чьих-то руках.

Прелесть истинной игры в том, что она дает возможность ребенку выражать эмоции без осуждения. В игре пространства должно хватить на все эмоции без исключения — от фрустрации до сопротивления; ребенок будто получает позволение «неправильно себя вести», потому что это не считается. Если ударишь кого-то в реальной жизни, без последствий не обойдется. Если во время игры ударить неодушевленный предмет или просто вообразить удар, то последствия вряд ли возникнут. В игре страх не заставляет прятаться в поисках безопасности, а грусть не приводит к реальным слезам, поскольку «оплакивается» воображаемая потеря. «Лучше вывести наружу, чем оставить внутри» — это характерная особенность работы эмоциональной системы, и ей совершенно неважно, что этот «выход наружу» происходит в игре. Напротив, чем больше эмоций выражается в игре, тем меньше нужда в их выражении где бы то ни было ещё.

подростки, курс Института Ньюфелда

Действия и эмоции, присутствующие в игре, являются индикаторами того, что волнует ребенка в реальной жизни. Когда дети фрустрированы, они возводят крепости и строят здания, изменяют или контролируют происходящее. Игра из фрустрации также включает в себя разрушение, крушение и сжигание дотла как свидетельство того, что не все идет по плану.

Чем больше эмоций выражается в игре, тем меньше нужда в их выражении где бы то ни было ещё.

Игра может подпитываться эмоцией тревоги и чувством страха, в ней возникают ужасные монстры и злодеи. Однажды я работала с семьей, в которой мама проходила лечение от рака. Ее сын был постоянно фрустрирован и встревожен. Отец начал создавать безопасное место для проигрывания эмоций малыша. И поскольку сын очень любил кошек, папа придумал игру во львов, в которой можно было раскатисто рычать и огрызаться, рвать жертву на мелкие кусочки и одновременно испытывать страх быть атакованным. Эмоциональная система сына сразу же включилась в действие и полностью выложилась в обличье льва. Это имело терапевтический эффект, способствовало покою и психологической устойчивости ребенка, при этом уязвимая тема болезни мамы не была затронута напрямую. 

Еще одно великолепное свойство игры заключается в том, что в ней заложен исчерпывающий ответ на все, что требует выражения в данный момент. Однажды мои дети стали свидетелями кражи в супермаркете, после чего у них вспыхнула игра на проживание чувства тревоги. «Стив-грабитель», «Боб-беглец» и другие подозрительные личности стали появляться в играх в нашем доме. И когда после очередного погрома, потасовки и крика Стив и Боб в итоге были схвачены, им сделали выговор и посадили в тюрьму под лестницей, чтобы впредь они не могли никому навредить. Без каких-либо усилий игра была своевременным ответом на потребности их эмоционального мира, обеспечив высвобождение эмоций в безопасном контексте. 

Выражение эмоций подавляется, когда ребенок лишен истинной игры. Он становится беспокойным и подверженным внезапным неконтролируемым вспышкам чувств. Эмоциональной системе необходимо движение. Остановка критически сказывается на жизнедеятельности и благополучном развитии: подавленные эмоции живут собственной жизнью, приводя к потенциальным сильным взрывам. Одно из лучших предписаний для ребенка c беспокойным эмоциональным миром — игра. Это терапия, созданная самой природой. 

Создание заповедной зоны для истинной игры

Недавно умерший ученый-нейробиолог Яак Панксепп утверждал, что истинная игра неприкосновенна и жизненно необходима детям для работы эмоциональной системы. Почему? В современном обществе, ценностями которого являются беспрестанная работа и достижения, истинная игра находится под угрозой. Люди преуменьшают пользу и важность отдыха в погоне за успехом, достижениями и материальными благами. С одной стороны, мы соглашаемся с необходимостью игры, с другой, проявляем беспокойство, что наши дети окажутся в отстающих, если мы не будем подталкивать их к успеваемости, участию в организованной деятельности,  работе на результат.

Слово «заповедник» означает место, где мы можем защитить и сохранить что-то, что неприкосновенно. Заповедник — это укромная гавань, оазис, пристанище или убежище, и его предназначение — обеспечивать иммунитет от влияния и давления извне. Так же как игра не потребует предоставить ей время и пространство, заповедная зона не возникнет сама по себе. Нам нужно играть активную роль в создании заповедных зон в жизни ребенка, чтобы игра, а вместе с ней и эмоциональная зрелость и психологическое благополучие не были утеряны.  

курс Сила быть родителем

Игра спонтанна и не может быть вызвана по команде. Нам необходимо обеспечить эмоциональную поддержку, чтобы дети могли с легкостью войти в игру, и очертить пространство, играть в котором будет свободно и безопасно. Вот две основные стратегии на пути к этому:

1. Сосредоточьтесь на отношениях 

Стремление исследовать, выражать и проявлять себя в игре активизируется тогда, когда удовлетворены потребности ребенка в отношениях. Малыш может свободно играть, когда точно знает, что его голод по контакту и близости будет утолён сполна. Когда ребенок уверен в щедром приглашении со стороны заботящегося взрослого, сепарационная тревога не будет захватывать его внимание. 

Малыши до 3 лет по большей части поглощены потребностями привязанности, поэтому игра случается лишь короткими эпизодами и как правило в присутствии кого-то из надежных взрослых. Когда дети подрастают и становятся более независимыми, время самостоятельной игры увеличивается. В идеале к пяти годам ребенок способен играть один или в компании в течение продолжительных периодов времени.  

Оказывать содействие игре взрослые могут, завладевая вниманием ребенка и вовлекая его во что-то в контексте отношений. Это может быть кормление, разговоры, общий интерес или вид деятельности, посвящение детей в планы на день. Когда связь с ребенком активирована, взрослый может направить его в пространство, созданное для игры, а затем мягко отступить, когда игра увлекла внимание ребенка. Подходящим пространством будет любая зона, в которой дети могут свободно выражать себя: от листка бумаги для рисования до кастрюль и сковородок, которые можно использовать в качестве барабанов, или детской площадки с горками и различными снарядами для лазания. Лучшей средой будет та, что позволяет ребенку быть в режиме свободного полета без навязанных сценариев игры и при этом отвечает требованиям безопасности.

истинная игра, свободная игра

2. Создавайте пустоты и поощряйте скуку 

Мы можем создать благоприятную почву для игры, ограничив такие явления как экраны, действия по инструкции, обучение, организованная деятельность, а также игры с другими людьми, когда ребенок находится в пассивной позиции, поскольку все это создает серьезные помехи для истинной игры. Ключ к успеху в том, чтобы создать пространство, свободное от работы, ответственности и нацеленности на результат. Когда нам это удается, ребенку ничего не остается, как пребывать в свободном созданном нами пространстве. 

подростки, курс Института Ньюфелда

Когда мы убираем все отвлекающие и создающие помехи явления, ребенок, как радиоприемник, настраивается на волну внутри себя. Иногда это может вызвать дискомфорт, и он скажет «Мне скучно!», что на самом деле говорит об уязвимости чувства открывшейся пустоты. Когда мы позволяем детям побыть в этом состоянии, инстинкты игры выйдут на передний план и поведут их к выражению. 

Обычно мы воспринимаем скуку как что-то неправильное и стремимся вмешаться или исправить ситуацию. Вместо этого нам следует взглянуть на это явление по-новому это внутренний мир, зовущий ребенка в игру. 

Детей, которые постоянно скучают и игровые инстинкты которых не активируются в созданном нами пространстве, мы можем вовлечь в игру через отношения (также при этом стоит задуматься над причиной, по которой у ребенка отсутствует движение эмоций). Однажды, наблюдая за происходящим в школьном дворе, я обратила внимание на нелюдимого и держащегося поодаль шестилетнего мальчика. Я спросила, почему он не играет, на что он ответил, что ему скучно. Это повторялось изо дня в день каждый раз, когда я видела его. Однажды я сказала, что хочу показать ему особенные осенние листья, и что все дети сейчас играют с ними. Он все еще не проявлял интереса, но согласился пойти со мной, чтобы взглянуть. Я прошлась по шуршащим листьям, он последовал за мной, перенимая мою игривость, а затем подбросил их в воздух так же, как я. Он не мог начать игру самостоятельно, но мне удалось успешно вовлечь его в игру через отношения. 

Карл Юнг писал: «Сотворение чего-либо — это заслуга не интеллекта, но инстинкта игры». Развитие человека — одно из таких творений, и оно будет достигнуто не размышлениями о зрелости, но игрой, которая является истинным путем в зрелость. Нам следует создавать заповедную зону игры, чтобы защитить ту невидимую силу, которая дремлет внутри нас, ожидая своего часа. Нам также необходимо мужество, чтобы освободить себя и своих детей для игры и позволить ей оберегать наши сердца, когда они подвержены самым сильным ударам.

Дебора Макнамара

Перевод Анны Искусных

Редактура Надежды Шестаковой

Источник

Дорогие читатели, нам кажется очень любопытным нижеприведенный материал, поэтому мы с радостью делимся с Вами этой подборкой! Приятного чтения!

О важности скуки:

курс Сила быть родителем

Как из пустоты рождается творчество:

В чем причина скуки по мнению Гордона Ньюфелда:

Ода скуке – фильм “Сфера колдовства”

Игра в век цифровых технологий:

подписка на дайджест

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *