педагогическая интуиция, быть альфой

Что скрывается за понятием «педагогическая интуиция»? Как интуиция помогает учителю в его работе с детьми? Как стать заботливой альфой для учеников? Своим опытом делится Галина Нар.

Сегодня, когда наши дети идут в школу, мы, родители, стараемся подобрать для них лучшее учебное заведение. Самые умудрённые опытом ищут хорошего педагога — скорее даже не в плане отличных знаний, а именно умеющего установить с детьми теплые искренние, доверительные отношения.

Пятнадцать лет назад, когда я работала в школе и была ещё не знакома с теорией развития — с той стороны, которую открывает нам Гордон Ньюфелд, я все делала интуитивно. Нет, я, конечно, от корки до корки прочитала на тот момент и Амонашвили, и Шаталова, и очень много какой прекрасной литературы по педагогике и психологии, но это все только давало мне интуитивное ощущение, а не четкое понятие, что и как происходит в нас, взрослых и детях. 

Отношения важнее оценок

Помню, как я всегда старалась быть с учениками приветливой и отношения с ними ставила выше оценок. Вот интересно, что тогда, ещё не имея собственных детей, я смотрела на них не как на двоечников и отличников, не как на сорванцов и умниц, а как на детей, как на людей — интуитивно. 

«Здравствуй, Марина! Как твое выступление?» «Влад, рада тебя видеть!» «Привет, Лена! Твоей маме лучше?» Всего пара подобных фраз на перемене перед уроком — и дети включались в общение. Мне было искренне интересно, как у детей дела дома, что им важно, чем они занимаются.

И перемены тоже были не моим местом отдыха или перекуса. Где там! Пока я писала на доске материал к уроку или собирала вещи, чтобы уйти в следующий кабинет, дети успевали задавать вопросы, рассказывать, и даже плакать о наболевшем. 

О человек, ты всегда ищешь кого-то, кому можно доверять, кому ты будешь дорог и нужен. И если ты такого человека находишь, тебе будет очень важно ему нравиться, быть значимым. Ты будешь искать с ним сходство и сам будешь стараться быть похожим на него. Со временем ты захочешь быть для него важным, единственным и уникальным. Ведь каждый человек на земле нуждается в любви, а она — всегда личная.

И меня всегда огорчало то, что мое время ограничено переменами, что я одна не могу стать значимой для такого количества учеников. А им — нужно! Есть ли дома кто-то, кто смотрит на них с надеждой, с гордостью? Есть ли в их жизни кто-то, кто интересуется ими? Конечно же, у большинства — да, но им все равно важно быть в теплых и доверительных, иногда — в уникальных отношениях с теми, кто приходит к ним каждый день на урок.

Нет, учитель — это не только транслятор знаний. Сегодня и без учителя доступны и обучающие фильмы, и учебники, и тренажёры. Но учитель — это человек, это тот, на кого хочется быть похожим, потому что уважаешь его и любишь.

Разве любовь к учителю появляется только потому, что он зашёл в класс и назвал себя педагогом? Разве уважение формируется автоматически? И даже если бы это было так, разве не теряется оно от того, как поставит себя сам учитель, от того, как он будет взаимодействовать с учениками?

Личность педагога

Очевидно, что личность педагога это ключевой момент. Как он обращается к детям? Незабываемое впечатление из моей собственной школьной жизни — когда учитель белорусского языка обращалась ко всем ученикам на «вы». Это было не для установления дистанции, а для передачи глубокого уважения.

интуиция учителя, быть альфой

Как педагог относится к ребенку, зависит ли это отношение от его оценок или поведения? Справедлив ли учитель ко всем, или у него есть любимчики? Или кричать на детей это его обычный способ вести урок? («Да как вы написали контрольную? «Б» класс написал лучше вас! А вы, да как так можно?» — пятнадцатиминутная речь, услышанная под одним из кабинетов в ожидании дочери с урока…)

Почему-то тогда, пятнадцать лет назад я интуитивно понимала, что важно отделять личность ученика от его оценок. Но… почему-то спустя много лет  глядела на своего собственного ребенка, так, как будто молнии из глаз посыпятся, потому что он только что напакостил, я забывала, что передо мной человек, и при том не очень зрелый, и что наши отношения — это главное. 

Наверное, потому что родителю часто кажется, что его главная задача в инциденте — проучить, чтобы потом неповадно было. А ведь если неповадно-то только из-за страха — это не сыновний страх. Неповадно должно быть из нежелания огорчить отца или мать, вот подлинные отношения, и то, что нужно родителю!

На самом деле это нужно и педагогу: заложить такие отношения с учеником, чтобы он не хотел оскорбить или задеть учителя, чтобы он уважал его и восхищался им в глубине своего сердца, и дорожил его отношением к нему.

Помогаем детям учиться

Педагогическая интуиция

Как это интуитивно складывалось в начале моей карьеры! Помню лица моих подростков, когда на все их штучки я шутила и немножко подтрунивала, но с любовью, когда улыбалась им во всяком взаимодействии, когда, несмотря на оценки за контрольную работу, все равно не винила никого, а принимала как данность, и снова общалась, и снова подбадривала.

Никаких «Смирнов, у тебя опять двойка, сколько можно?» напыщенным голосом. И зачем? Разве это мотивирует ребенка? Неужели, услышав грубость от учителя, ученик подумает что-то вроде «Ну да, вот теперь-то я возьмусь за ум, Марьванна!»? Конечно, нет. 

Грубость, холодность, небрежность, невнимательность, мстительность, мелочность учителя отталкивает ученика, отдаляет его, и заставляет его ненавидеть и сам предмет, который преподает этот педагог. 

И наоборот, приветливость, щедрость, принятие ребенка таким, какой он есть, отделение успеваемости ученика от его личности, в совокупности с разумными и уважительными требованиями — вот основа для прочной привязанности к учителю и для любви к самому предмету.

Неудивительно, что тогда, пятнадцать лет назад, дети с удовольствием шли на урок и старались делать задания, а на перемене толпились у учительского стола, стараясь о чем-то поговорить и рассказать о себе.

Неудивительно и то, что сегодня, внезапно встречая меня на улице, они помнят, как меня зовут, и с таким теплом и доверием, но уже совсем  недетским голосом говорят: «Галина Васильевна! Как я рада вас видеть!» 

Спасибо тебе, интуиция, что ты меня не подвела! 

Я бы хотела, чтобы мои дети встречали в жизни таких педагогов, которые были бы способны относиться к ним с уважением, могли бы  вдохновлять, воодушевлять и любить их такими, какие они есть.

Галина Стрелец

Фото: photogenica.ru

Дорогие читатели! Мы хотим поделиться с вами подборкой материалов, которые будут полезны как родителям, так и педагогам.

Гордон Ньюфелд рассказывает о том, как и у кого учатся дети

Сватавство ребенка взрослым, которые будут о нем заботиться, — залог успешного обучения

https://alpha-parenting.ru/2017/09/18/svatovstvo-razvitie-otnosheniy-s-uchitelyami-i-drugimi-vzroslyimi-kotoryie-zabotyatsya-o-nashih-detyah

Ритуал завладевания — один из ключей к сердцу ребенка

Принятие и приглашение в свою жизнь — это основа для взаимодействия с детьми

Как поддерживать дисциплину, не нарушая отношения

Рита Пирсон о роли наставника в жизни ребенка

Снова в школу — с чем сталкиваются родители

Вдохновляющее кино об учителе, ставшим ответом для детей на их нужды в привязанности

Похожие сообщения

Сайт «Заботливая Альфа» существует с 2013 года с целью поддержки родителей и специалистов, которые растят и обучают детей в русле теории развития на основе привязанности.
Наш сайт представляет собой библиотеку, в которой собрано большое количество научных исследований, интервью, теоретических статей и историй из личного опыта родителей, педагогов, психологов.
© 2013-2022 Alpha-parenting.ru Все права защищены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. При перепечатке материалов гиперссылка на сайт обязательна.