СДВГ у дошкольников: эпидемия или проявление незрелости?

от editor
дефицит внимания, незрелость

Синдром дефицита внимания и гиперактивности диагноз, который часто «ставят» сами родители своим детям. Специалисты тоже с каждым годом все чаще используют термин СДВГ, чтобы дать объяснение поведению детей. Неужели количество детей с СДВГ и вправду настолько велико сейчас? Где мы имеем дело с возрастными особенностями, а где действительно присутствует синдром рассеянного внимания и каковы причины этого состояния?

В книге Деборы Макнамары «Покой. Игра. Развитие» приведена ссылка на очень интересное исследование, посвященное гипердиагностике СДВГ, или синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Его результаты опубликованы в Journal of Health Economics 29 (2010 г, с 657–673).

В работе была рассмотрена такая медицинская проблема, как постановка диагноза СДВГ и лечение СДВГ распространенным способом – с помощью психостимуляторов. Авторы ссылаются на другие значимые исследования, которые помогли обратить внимание на проблему и поставить правильные вопросы. Например, упомянута работа Elder и Lubotsky, изучавших в том числе и связь между СДВГ и относительно младшим возрастом ребенка в классе.

Затем Эванс и Моррилл доказывают, что частота постановки диагноза СДВГ зависит от возраста обследуемых детей, а обследования зависят от симптоматики, на которую жалуются родители и учителя.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является неврологическим состоянием, которое характеризуется задержкой развития мозга. По данным Национального Института Психического Здоровья (2008), дети с СДВГ гиперактивны и, как правило, склонны испытывать трудности с фокусировкой внимания и контролем своего поведения.

Для всех детей нормально быть невнимательными, гиперактивными, или импульсивными иногда, но дети с СДВГ так себя ведут гораздо чаще своих ровесников, это становится заметно окружающим, родители или учителя начинают думать, что с их нервной системой что-то не в порядке. Родителям предлагается отвести детей к психологу или неврологу. И хотя на самом деле СДВГ трудно диагностировать, часто в Штатах этот диагноз ставится педиатром или терапевтом без консультации с психологом и только на основании поведенческих симптомов, описанных со слов окружающих.

В США 5–10% детей от 6–18 лет получают диагноз СДВГ, и, по некоторым данным, это количество увеличилось на 500% с 1980-х до начала 2000-х (данные Zuvekas et al., 2006).

Младшие одноклассники

Большинство государственных школ в Соединенных Штатах имеют официальный возраст начала обучения 5 лет. Если к началу учебного года ребенку нет полных 5 лет, он пойдет учиться на год позже, например, в 5 лет и 11 месяцев.

Эти законы о начале обучения и создают разрыв в возрасте учеников одного и того же класса (кому-то будет ровно 5 лет, а кому-то 5 и 10 месяцев), который можно связать с диагностикой СДВГ и посмотреть, что получится. Исследователи изучили данные и подсчитали, какова была частота диагностики СДВГ у детей, начавших учиться раньше, и у тех, кто пошел учиться позже из-за того, что по дате рождения уже не попал в рамки приема.

В своей работе они взяли данные о детях из трех баз данных. Данные с 1997 по 2006 из Национального опросника здоровья (National Health Interview Survey (NHIS), плюс данные по выписанным лекарствам (психостимуляторам) с 1996 по 2006 из Medical Expenditure Panel Survey (MEPS) и данные частной компании по страхованию здоровья с 2003 по 2006 годы. Все три базы данных позволяют сделать более надежные выводы по диагностике, дате поступления детей в школу и об их лечении препаратами.

Используя модель разрывной регрессии и точные даты рождения, исследователи определили, что дети, идущие в школу на следующий год и оказавшиеся там самыми старшими, имеют значительно более низкий уровень диагностики и лечения СДВГ по сравнению с такими же детьми, рожденными незадолго до даты отбора, которые идут в школу в текущем году. Таким образом, они изучили вопрос о том, является ли относительный возраст важным фактором диагностики и лечения СДВГ.

незрелость, дошкольники, проблемное поведение

Получилось, что дети, рожденные незадолго даты отбора в среднем моложе, чем их сверстники в классе. Типичный класс посещают дети, которым только что исполнилось пять лет, а также дети, которым почти шесть, разница в возрасте 20%. «Относительная незрелость этих детей младшего возраста может быть ошибочно принята за СДВГ, если судить по диагностическим критериям», – пишут ученые в своей работе.

Ребенка сравнивают со сверстниками в его группе. В буклете о СДВГ Национального института психического здоровья имеется для этого вопрос: «Случаются ли такие эпизоды чаще у этого ребенка по сравнению со сверстниками?»

Поскольку СДВГ является неврологической проблемой, при которой показатели заболеваемости не должны резко меняться от одной даты рождения к следующей, эти результаты показывают, что возраст относительно сверстников в классе и возникающие различия в поведении напрямую влияют на вероятность того, что ребенку поставят диагноз СДВГ.

Разница огромна. У детей, родившихся сразу после даты отбора, вероятность постановки диагноза СДВГ 9,7%, а у тех, кто родился после, всего 7,6%. Разница в 2,1 процентных пункта. А вероятность лечения отличается на 1,6 процентных пункта. Результаты, представленные в исследовании, означают, что возраст ученика более чем в два раза увеличивает вероятность того, что ученику поставят диагноз или проведут лечение СДВГ, заявляют авторы исследования.

Рис. 1

Ни для каких других детских болезней не найдено такого отклонения, и для распространенного лечения препаратами от астмы и антибиотиками не найдено такого же отклонения, связанного с поступлением в школу, как эта разница при постановке СДВГ и лечении психостимуляторами.

Рис. 2
Рис. 3

Если количество диагнозов меняется из-за небольших изменений в датах рождения, значит, диагноз не основан полностью на лежащем в его основе расстройстве. Это доказывает факт гипердиагностики и неподобающего лечения препаратами.

Почему часть работы посвящена медикаментозному лечению психостимуляторами? В медотчетах по США хорошо видно назначение лекарств детям с СДВГ. Данные говорят о том, что примерно на 12% в год растет количество детей, которым при СДВГ назначают препараты. Действительно, психостимуляторы показали огромную эффективность для контроля симптомов СДВГ, но они не влияют на лежащее в его основе расстройство, а также имеют много побочных действий.

Согласно обзору Американского управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов за 2007 год, психостимуляторы, используемые для лечения СДВГ, имеют редкие, но серьезные и значительные потенциальные побочные эффекты, включая сердечно-сосудистые проблемы и психиатрические проблемы. Другие исследования показали потенциальные долгосрочные последствия в развитии мозга маленьких детей.

Исследователи подсчитали, что итого 9% от всех детей получают диагноз СДВГ и приблизительно 4–6% детей в настоящее время принимают психостимуляторы по рецепту.

Согласно оценкам населения, представленным Бюро переписи населения США, на 1 июля 2006 года в Соединенных Штатах было около 53 миллионов детей в возрасте от 5 до 17 лет. Исходя из результатов данного исследования, приблизительно 1,1 миллиона детей получили неверный диагноз и более 800 000 детей получили ненужные им психостимуляторы только из-за относительной незрелости.

Также эти данные показывают, насколько несовершенна система приема в класс по возрасту. Очевидно, что родители не того боятся, когда переживают, что ребенок будет самым старшим в классе, и стараются пораньше отдать в школу.

Есть масса альтернатив классной системе обучения. Понятно, что это подходит не каждому, но у нас есть возможность задуматься о том, как создать нужные условия своему ребенку, отложив его обучение, или подобрав ему максимально бережную безоценочную среду, небольшой коллектив, или организовав индивидуальный подход в обучении, чтобы избежать поведенческих проблем и стигматизации ребенка, гипердиагностики и ненужного лечения.

Валентина Ячичурова

Использованные материалы:
Measuring inappropriate medical diagnosis and treatment in survey data: The case of ADHD among school-age children. Авторы William N. Evans, Melinda S. Morrill, Stephen T. Parente, Journal of Health Economics 29 (2010), с. 657–673.

Фото: photogenica.ru

Дорогие читатели! Предлагаем вам прочесть и другие материалы по этой теме.

О детской незрелости

О застревании в развитии

О детской импульсивности

Последствия раннего обучения

О важности игры в жизни детей

Похожие сообщения

Сайт «Заботливая Альфа» существует с 2013 года с целью поддержки родителей и специалистов, которые растят и обучают детей в русле теории развития на основе привязанности.
Наш сайт представляет собой библиотеку, в которой собрано большое количество научных исследований, интервью, теоретических статей и историй из личного опыта родителей, педагогов, психологов.
© 2013-2022 Alpha-parenting.ru Все права защищены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. При перепечатке материалов гиперссылка на сайт обязательна.