Уроки нашей фермы: защитная слепота

от estel-the-fair
защитная слепота, внимание

Проблема неусидчивости дошкольников, неспособность сосредоточиться на задании, непослушание и игнорирование наших просьб, неспособность видеть опасность и контекст могут быть не только проявлением незрелости. Тамара Страйджек рассказывает о том, что еще может оказаться причиной такого поведения. 

Эта история о защитной слепоте – на ее написание меня вдохновили альпака по кличке Батончик, гаражные ворота и стрижка.

Каждое утро наши альпаки переходят с переднего поля на заднее. Когда стадо у нас только появилось, животные следовали за нами. Мы открывали первые ворота, и альпаки шли за нами (иногда – бежали, чтобы оставаться главными) через вторые ворота на заднее поле.

Прошло совсем немного времени, альпаки освоили процедуру и перестали нуждаться в нашем руководстве. Как только открывались первые ворота – только держись: животные проносились мимо нас, стараясь как можно скорее добраться до травы на другой стороне.

Однажды мы заметили, что шесть альпак с легкостью перебегали сразу на второе поле, а седьмая – Батончик – промахивался и несся прямо на гаражные ворота. Такая картина повторялась несколько дней подряд – Батончик натыкался на препятствия и, спотыкаясь, постепенно находил нужную дорогу. Казалось, будто он специально несется в гараж. Но мы-то знали, что такого быть не может.

Мы подумали, что, возможно, у него что-то с глазами, и на следующее утро попытались остановить его, пока он не врезался в гараж. Мой муж крепко удерживал Батончика (кстати, альпаки терпеть не могут, когда их удерживают!), а я пыталась понять, что с ним.

Ответ нашелся быстро. Батончику просто нужна была стрижка! Отросшая «челка» закрывала ему глаза, и Батончик почти ничего видел. Бедняжка бродил на ощупь в своем альпаковом мире, пытаясь найти дорогу на поле или к сену, и не всегда успешно.

Решение было простым. Батончику нужна была стрижка, и чем быстрее, тем лучше. И ничего, что парикмахер из меня неважный, — стричь-то все равно нужно, и лучшей кандидатуры на эту роль в тот момент просто не было. Я принесла ножницы, и пока муж изо всех сил старался удержать Батончика в неподвижном положении, я попыталась освободить его глаза.

Это была не самая удачная стрижка, но, думаю, Батончик не возражал. Как только мы его отпустили, он встряхнулся с облегчением и унесся прочь – на этот раз в нужном направлении. Мы тоже вздохнули с облегчением – кризиса и счета от ветеринара удалось избежать. 

Размышления о происшествии с Батончиком и его мнимой слепотой натолкнули меня на мысль, что я наблюдала нечто похожее и в мире людей. Я подумала о молодых людях, которых встречала в школе и которые буквально влетали в неприятности, как Батончик – в гаражные ворота. Они не видели, куда идут, потому что не могли считывать сигналы. Они не могли распознать отсутствие приглашения в глазах или интонации собеседника, или намеки в языке тела, и продолжали нестись вперед туда, куда их не приглашали, и в результате оказывались в ситуациях, неловких для окружающих. В конце концов все заканчивалось для них неприятностями, в буквальном или переносном смысле слова. Возможно, вы тоже наблюдали нечто подобное.

И хотя слепота Батончика была вызвана тем, что шерсть закрывала ему глаза, то же самое нельзя было сказать о школьниках, которых я наблюдала. Их слепота была другой природы. Внутренней. Это действительно была слепота, но возникала она от защит. А именно – мозг блокировал все, на что было слишком трудно смотреть, слишком уязвимо или слишком тревожно. Как шерсть Батончика, закрывавшая ему глаза и мешавшая видеть важные объекты, наша природная система защиты может закрывать от нас то, что мы можем воспринимать в окружающем мире. Она вмешивается в наши чувства, нашу способность воспринимать то, что находится перед нами. Иногда для этого есть очень веские причины! И все это может быть очень похоже на слепоту.

Получается, если мозг ребенка заблокировал плохую отметку или отсутствие приглашения, тогда все это мозгом просто не воспринимается. Не регистрируется. И ребенок к этому слеп. С одной стороны, это позволяет ребенку выжить в травмирующем мире, но с другой стороны, возникают и некоторые сложности: может рассеиваться внимание; ребенок может попадать в неловкие ситуации в обществе, может попадать в неприятности более серьезные, чем столкновение с гаражными воротами. И, к сожалению, стрижка тут не поможет.

Чтобы решить проблему защитной слепоты, нужно быть на одной стороне с ребенком, подростком или даже взрослым, и сделать то, что пытается сделать его мозг: а именно, защитить и обезопасить. Детям нужна защита от летящих в них непереносимых стрел – и в то же время, нужно безопасное пространство, где они могут увидеть и прожить трудности, которые ощущаются как посильные и переносимые.

В контексте привязанности и под защитой надежной связи с нами мы можем мягко развернуть детей к ситуациям, на которые трудно смотреть, и к эмоциям, которые трудно переносить. Найти способы снижения тревоги в их мире. Мы можем исследовать те области, где дети переживают невыносимое разделение с людьми или предметами, к которым они привязаны, и найти способы сократить это разделение. Помочь им найти способы, как сбросить часть накопленной эмоциональной энергии – фрустрации и тревоги. И все это подойдет любому ребенку, независимо от возраста – а не только тем, чья система тревоги работает без отпусков и выходных. Хотя, конечно, есть сильное искушение просто их постричь. Стрижка – это же гораздо проще.

Тамара Страйджек

Перевод Татьяны Безбородовой

Источник:
https://neufeldinstitute.org/lessons-from-the-farm-defensive-blindness/

Дорогие читали, предлагаем вам прочесть и о других уроках с фермы Тамары Страйджек, а также углубиться в тему проблем с вниманием.

Об альпаках, альфе и тревоге

Об инстинктах млекопитающих

О проблемах с вниманием

О последствиях раннего обучения

Проблемы с вниманием vs. Повышенная чувствительность

Проблемы с вниманием и отсутствие игры

Похожие сообщения

Сайт «Заботливая Альфа» существует с 2013 года с целью поддержки родителей и специалистов, которые растят и обучают детей в русле теории развития на основе привязанности.
Наш сайт представляет собой библиотеку, в которой собрано большое количество научных исследований, интервью, теоретических статей и историй из личного опыта родителей, педагогов, психологов.
© 2013-2022 Alpha-parenting.ru Все права защищены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. При перепечатке материалов гиперссылка на сайт обязательна.