Развитие мозга при СДВГ соответствует норме, но происходит с отставанием на несколько лет

от editor
СДВГ, развитие

Что нам необходимо знать о детях с диагнозом СДВГ? Как развивается мозг у таких детей? Смогут ли они стать более внимательными, сконцентрированными, собранными, усидчивыми? Возможно ли перерасти синдром дефицита внимания и гиперактивности? На эти вопросы есть ответы у исследователей из Американского Национального института психического здоровья.

В исследовании при помощи магнитной резонансной томографии, проведённом в Американском Национальном институте психического здоровья (НИПЗ), было обнаружено, что у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) мозг развивается нормальным путём, но с отставанием в среднем на три года в некоторых областях по сравнению с детьми без этого расстройства.

Наиболее значительной оказалась задержка в передней (фронтальной) части коры, важной для способности контролировать мышление, внимание и планирование. Однако в обеих группах мозг развивался похожим образом: от задних областей к передним с наибольшим утолщением разных областей в разные моменты времени по мере развития.

Филипп Шоу, доктор медицинских наук, руководитель исследовательской группы в Отделении детской психиатрии НИПЗ, пояснил: «Мы обнаружили у детей с СДВГ нормальный ход развития коры, хотя и с задержкой, и считаем, что это должно стать ободряющей новостью. Также это может объяснить, почему многие дети в конце концов перерастают этот диагноз».

В предыдущих исследованиях с использованием МРТ не удавалось обнаружить задержку в развитии, потому что в центре внимания был размер относительно больших долей мозга. Отчётливая разница проявилась только теперь, когда новый метод анализа изображений позволил исследователям точно определить утолщение и утоньшение коры головного мозга в тысячах точек у сотен детей и подростков – с расстройством или без него.

«При изучении размера долей доступно только четыре измерения, а не 40000, – рассказывает Шоу. – Таким образом, не удастся уловить фокальные региональные изменения, где происходит самая явная задержка».

Среди 223 детей с СДВГ половина из 40000 точек коры достигла максимальной толщины в среднем к 10,5 годам, тогда как в контрольной группе здоровых детей это произошло к 7,5 годам.

Филипп Шоу, Джудит Рапопорт, доктор медицинских наук из Отделения детской психиатрии НИПЗ, Алан Эванс, доктор медицинских наук из Университета Макгилла, а также их коллеги сообщили об этом исследовании в ноябре 2007 года в интернет-версии журнала «Достижения Национальной академии наук».

Большинству из 446 участников – от дошкольников до молодых взрослых – исследователи проводили МРТ по меньшей мере дважды с интервалом приблизительно в три года. В центре внимания были дети в том возрасте, когда процесс утолщения коры в детстве сменяется утоньшением после пубертата, поскольку в подростковом возрасте неиспользуемые нейронные связи прореживаются для оптимальной эффективности.

Как у детей с СДВГ, так и у контрольной группы области обработки сенсорной информации и двигательного контроля в задней и верхней частях мозга достигали максимальной толщины в раннем детстве, в то время как фронтальные области коры, ответственные за функции контроля более высокого порядка, – в подростковом возрасте. Именно фронтальные области обеспечивают способность к сдерживанию неуместных действий и мыслей, к сосредоточению внимания, к запоминанию, к работе за вознаграждение и к контролю над движениями – все эти функции часто нарушены у людей с СДВГ.

СДВГ, развитие

Самое большое отставание у детей с СДВГ было обнаружено в нервной сети в фронтальной и височной областях мозга, где происходит интеграция информации от сенсорных областей с функционированием более высокого порядка. Например, одна из самых последних областей – средняя часть префронтальной коры – развивалась с опозданием на пять лет у детей с СДВГ.

При этом моторная кора оказалась единственной областью, развивавшейся быстрее нормы у детей с СДВГ, в отличие от позднесозревающих областей фронтальной коры, которые ей управляют. По мнению исследователей, такая рассогласованность может объяснять неугомонность и непоседливость, характерные для детей с этим диагнозом.

Также они отметили, что обнаруженный отложенный характер созревания при СДВГ противоположен наблюдениям при других расстройствах развития мозга, например, при аутизме, при котором объём мозговых структур, наоборот, достигает максимума гораздо раньше нормы.

Полученные данные подтверждают теорию о том, что СДВГ является результатом задержки в развитии коры головного мозга. В дальнейшем исследователи надеются найти генетические предпосылки для такой задержки и способы ускорения процесса излечения от расстройства.

Филипп Шоу также отметил: «МРТ головного мозга по-прежнему не готово к использованию в качестве инструмента диагностики СДВГ. Несмотря на то что задержка в развитии коры была заметной, это стало возможным только благодаря участию большого числа детей с этим расстройством. Пока что невозможно обнаружить такую же задержку, исследуя мозг только одного человека. Диагноз СДВГ остаётся клиническим и основывается на данных, полученных при опросе ребёнка, его семьи и учителей».

Примечание переводчика: Национальный институт психического здоровья является одним из 27 институтов, входящих в Институты национального здоровья (National Institutes of Health (NIH)).

Перевод Надежды Шестаковой

Источник: https://www.nih.gov/news-events/news-releases/brain-matures-few-years-late-adhd-follows-normal-pattern

Фото: photogenica.ru

Дорогие читатели! Мы уверены, что вам будет интересно прочесть по данной теме следующие материалы из нашей библиотеки.

Любой человек развивается из точки покоя

Исследование об опасности раннего обучения

Как выглядит созревание мозга

Как работает мозг подростка

О необходимости перезагрузки

Похожие сообщения

Сайт «Заботливая Альфа» существует с 2013 года с целью поддержки родителей и специалистов, которые растят и обучают детей в русле теории развития на основе привязанности.
Наш сайт представляет собой библиотеку, в которой собрано большое количество научных исследований, интервью, теоретических статей и историй из личного опыта родителей, педагогов, психологов.
© 2013-2022 Alpha-parenting.ru Все права защищены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. При перепечатке материалов гиперссылка на сайт обязательна.