Лорри Холмс: Что родителям говорить своим детям в нынешнее время? Как быть честными, но при этом не напугать их? Что бы вы посоветовали?
Дебора Макнамара: Самое важное, что необходимо услышать детям по поводу ситуации с коронавирусом: мы позаботимся о них и переживем эти трудные времена. И пока у нас нет ответов на все вопросы о коронавирусной инфекции, реальность такова, что информированность не обеспечивает детям чувство безопасности, в то время как отношения действительно защищают.
Трудность заключается в том, что мы вынуждены справляться с собственной тревогой по поводу коронавируса, со своим беспокойством о близких (некоторые из которых находятся на передовой в этой борьбе). Мы волнуемся о финансовой составляющей, о своем собственном здоровье. Мы в ужасе наблюдаем, как этот невидимый вирус молниеносно распространяется по планете, в корне меняя привычную жизнь.
Вы спросите, можно ли сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности во время шторма такого масштаба? Ответ – да, потому что безопасность в первую очередь связана с человеческой привязанностью, а здесь все в наших руках.
У детей могут возникать вопросы, почему отменили занятия в школе, зачем так часто мыть руки, по какой причине они не могут сейчас видеться с другими людьми. Есть множество источников с фактами о коронавирусе. Задача родителей – объяснять эту информацию детям доступно и спокойно, не вызывая лишнюю тревогу. Говоря с детьми о вирусе, мы должны учитывать следующее:
1. Возраст ребенка и его готовность с точки зрения развития, иными словами, что именно он способен понять? Дошкольник не обладает видением общей картины, подросток же задумывается о будущем и о том, как происходящее повлияет на его учебу и дальнейшую жизнь. Дошкольнику мы можем дать простое объяснение, в то время как подростку следует уделить больше времени, чтобы выслушать его мысли и принять чувства.
2. Отвечайте просто и ясно, будьте конкретны и не стройте предположений о том, что может случиться.
3. Транслируйте детям свою веру в то, что выход из этой ситуации есть и что вы доверяете взрослым, которые усердно работают, чтобы помочь заболевшим. Обязательно повторяйте это почаще, если среди ваших знакомых есть люди, которые больны коронавирусом.
4. Важно помочь ребенку с выражением мыслей и чувств. У каждого из нас есть свое собственное представление о серьезности происходящего, равно как и сопутствующая фрустрация, но это не то, в чем нуждаются дети. Им сложно понять свои эмоции, и они не способны справиться еще и с нашими в дополнение ко всему. Нам следует вести их за собой, а не наделять ответственностью за наше состояние.
Честность – невероятно важная добродетель, но это не значит, что мы должны быть прямолинейными и откровенными во всех подробностях о том, что происходит или может произойти из-за вируса. Нам следует взглянуть через призму развития, чем можно поделиться с ребенком или подростком, а что следует скрыть. Суть в том, что мы должны дать им ощущение надежности и веру в то, что мы разберемся с этим в ближайшее время.
Лорри: Все семьи разные, но какие общие советы вы могли бы дать родителям, пока они приспосабливаются к совместному вынужденному пребыванию дома взаперти?
Дебора: Осмелюсь повторить очевидное: нам следует понимать, что значительные и полные стресса изменения произошли за очень короткий срок. По мере того как продолжается совместное заточение и возрастает фрустрация, лучшими лекарствами для каждого станут милосердие, сострадание и прощение. Помимо чуткости и терпения по отношению друг к другу и к самим себе, могут оказаться полезны и следующие стратегии.
Прежде всего важны распорядок и ритуалы. Люди по-разному относятся к планированию и распорядку: одни находят такой образ жизни комфортным, другие видят в этом массу ограничений. Справедливо отметить, что детям нужна определенная предсказуемость в их повседневной жизни – она не только обеспечивает комфорт, но и облегчает проживание эмоций и дает ощущение безопасности. Не случайно профессиональные воспитатели и педагоги в дошкольных учреждениях эффективно используют тактику распорядка дня, включая особые песенки, которые обозначают, например, что пора делать уборку. Распорядок и ритуалы – одна из основных составляющих, на которую они опираются, чтобы дать детям понять, когда пришло время играть, есть, спать и отдыхать.
Когда дети заранее знают, что произойдет дальше, то требуется меньше энергии, чтобы переключить их на следующий вид деятельности. Они охотнее будут следовать за взрослым и реже задавать одни и те же вопросы вроде «что мы сегодня будем делать?». Это дает им импульс идти в нужном нам направлении, прежде чем они начнут двигаться в противоположном. По утрам можно выделять время для энергичных занятий, чтобы выплеснуть энергию и выпустить пар. Для этого подойдут танцы, строительство крепостей, полосы препятствий.
Было бы полезно составить примерный распорядок дня, включив в него приемы пищи, сон, а также игры и/или обучение. Если по какой-то причине это не сработает, то следующий день можно организовать по-другому. Люди легко приспосабливаются, мы можем адаптироваться к новым привычкам и образу жизни. Важная задача взрослых – мягко встроить распорядок дня в жизнь детей для собственного душевного равновесия и чувства безопасности ребенка.
Игра высвобождает эмоции и снижает тревогу. Возможно, вы думаете, что игра – это легкомысленное занятие, но наукой об игре доказано, что она имеет высокую значимость, помогая справляться с эмоциями и уменьшая тревогу.
Когда мы сталкиваемся с разделением и стрессовыми событиями, наша эмоциональная система находится во власти трех мощных эмоций – фрустрации, тревоги и интенсивного стремления к контакту и близости. Они могут привести к таким проблемам, как вспышки гнева, тревожность, беспокойство и ажитация. Игра – лучший выход для этих эмоций, потому что она происходит понарошку, “не считается” и не имеет последствий, а также позволяет выражать свои чувства без вреда для отношений с близкими. Иными словами, у вас не возникнет неприятностей из-за чего-то, что происходит не по-настоящему и не причиняет никому вреда.
Стрессовые ситуации сложны тем, что нас могут захлестнуть сильные эмоции, которые мы не умеем называть и выражать. Дети часто не осознают, как они взбудоражены, и вот здесь «вступает» игра.
Игра, о которой я говорю, может возникнуть сама по себе (и это наиболее желательно для развития), с вами и/или в одном пространстве с другими детьми. Вы можете поиграть с детьми или заняться активными видами деятельности с утра, условившись при этом, что вторая половина дня будет посвящена спокойным играм. Пока они заняты игрой, у вас появится время на другие дела.
Видеоигры, телевизор, развлечения на смартфонах в основном не относятся к истинной игре, но мы можем их использовать, когда внутри закипает фрустрация и на кону наше душевное равновесие. Иными словами, пусть это будет крайней мерой.
Сосредоточьтесь на “здесь и сейчас”. В трудные времена мельчайший повод может спровоцировать бурный выплеск эмоций. Обычно это признак того, что мы переполнены чувствами и перегружены. При работе со слишком интенсивными эмоциями консультирующие психологи используют стратегии «заземления», когда рекомендуется всего лишь сосредоточиться на деталях, например, вдыхать свежий воздух, вслушиваться в музыку, рассматривать мельчайшие подробности любимой картины. Сместив фокус внимания с помощью такой паузы, вы помогаете бурным чувствам немного улечься и обеспечиваете себе эмоциональную передышку.
Каждый день – это новый день, и иногда в разгар стресса нам нужно просто сосредоточиться на настоящем. Не ждать от себя невозможного, но в то же время не расписываться в собственной беспомощности.
Обучение может быть увлекательным и наполненным игрой. Многие родители беспокоятся, что их дети пропустят учебу в школе в ближайшие пару месяцев. Некоторые дети с легкостью примут родителей в качестве учителей, другие захотят, чтобы родители по-прежнему оставались мамой и папой, но есть способ обойти все это. Хитрость в том, чтобы сделать обучение увлекательным, это защитит нашу роль и уменьшит противление ребенка. Если школа является «работой», дети будут сопротивляться нашим просьбам, но если мы привнесём в учёбу немного веселья при помощи состязаний или игр, дети смогут учиться играя.
Важно помнить, что мы должны провести детей через беспокойные времена неопределенности и стресса. Это означает, что мы внимательно наблюдаем за тем, как справляются наши дети, и замечаем признаки тревожности, такие как боли в животе, ночные кошмары и другие. Нам следует плавно подводить их к игре, сну, еде, мытью рук и многому другому. Лучше всего это делать через отношения, показывая им удовольствие от общения, радость и тепло.
Интервью у Деборы Макнамары взяла Лорри Холмс, редактор журнала Kids News & Reviews, популярного блога, который активно читают дети, родители, а также педагоги и эксперты в области раннего детства и учителя начальных классов.
Перевод Анны Искусных
Фото: photogenica.ru
Дорогие читатели! Мы хотим предложить вам прочесть и другие материалы, чтобы поддержать вас в этот непростой период.