Что поможет нашим детям учиться сегодня

Photogenica-PHX142545155-1.jpg

Когда был объявлен карантин, казалось, что это время можно провести с пользой: обучиться чему-то новому, пройти курсы и т.п. Но и детям, и взрослым крайне непросто дается обучение в стрессовых обстоятельствах. Как помочь детям учиться в современных реалиях? Ответ на этот вопрос мы предлагаем вам прочесть в статье Елены Фурдак.

Самоизоляция длится уже довольно продолжительное время. Новые обстоятельства затронули и процесс образования. Школы, кружки, занятия и прочее вошли в наши дома через экраны мониторов и смартфонов. Новая реальность обрушилась на нас неожиданно, подобно лавине.

Новые способы обучения несомненно тревожат и фрустрируют, ведь все идет не так. Куда отправить задание по математике? Как приложить ответы на тест по биологии? Как играть на фортепиано, разговаривая с учителем по вотсапп? На конференциях у детей то пропадает звук, то вылетает не та картинка, то теряется изображение. Что уж говорить о фрустрации родителей, которой явно сейчас больше, чем в привычной жизни. Надо сдерживать младших детей, пока старший учит по скайпу английский, надо по-новому организовать быт в небольшом пространстве квартиры или дома. На дорогах стало меньше аварий, зато количество ДТП дома явно возросло.

курс Альфа-дети

Помимо фрустрации и тревоги, вызванных новыми способами обучения, нас всех, безусловно, тревожат новости, статистика, люди в масках на кассах, люди в защитных костюмах и неизвестность: как долго все будет так, как сейчас? Что будет, когда придет дата окончания карантина: продлят еще или смягчат ограничения?

И взрослые, и дети живут в этом вихре событий, которые, конечно, вызывают в нас сильные эмоции. Ввиду обстоятельств мы можем даже не обратить внимание на свое состояние – ведь привычные способы разрядиться эмоционально недоступны. Но эмоции, которые застряли внутри, не дают нам делать то, что мы хотели бы делать эффективно. Фрустрация, не выполнившая свою работу по изменению и не приведшая нас к слезам тщетности, находит выход в агрессивном поведении: мы срываемся друг на друга, на покупателей в магазине, которые стоят ближе двух метров, возможно, агрессивно ведем машину.

А эмоция тревоги очень сильно влияет на нашу способность обучаться, быть внимательными, изучать новое, концентрироваться, погружаться в материал. То, чего так ждут родители и учителя от детей, становится невозможным – тревога как будто застилает глаза. Возможно, вы подписались на все рассылки и курсы, которые стали доступны в этот период, но есть вероятность, что прослушать хотя бы половину до сих пор так и не удалось. Тем не менее, учиться и работать необходимо.

обучение, стресс

Что же может прийти нам и нашим детям на помощь?

Любопытную вещь отмечает Гордон Ньюфелд*: для мозга не имеет значения, каким образом прожить эмоцию – в реальности или в игре. Ответ на вопрос о том, что поможет нам и нашим детям учиться и работать, –  в игре. Истинная игра случается спонтанно, в ней важнее процесс, чем результат, в ней все понарошку, а значит, в ее рамках может происходить ВСЁ, что угодно.

На одном форуме мне встретился комментарий мамы, обеспокоенной сюжетом игры ее ребенка – это было что-то вроде подготовки гробиков. Конечно, игра ребенка может нам показать, что его тревожит, что заботит. Но эта же игра является безопасной площадкой для выражения тревожащих чувств. Нам остается создать условия для возникновения игры: уменьшить излишнюю стимуляцию (гаджеты), уменьшить количество организованного досуга и напитать ребенка теплыми отношениями. Мы сами тоже можем вовлечь ребенка в игру: принести какие-то подручные материалы, ткани, бумагу, сесть вместе за стол для рисования, достать пластилин, глину или тесто. А эмоции через игру, как ручей, будут искать себе выход, создавая новые рельефы берегов и обтачивая камни. 

Интенсив 1

Для детей целительно играть с тем, что может их тревожить. Игра помогает подступиться к «страшной» теме, разрядить лишнее напряжение, откалибровать тревогу и «прокачать» психологическую устойчивость. Но в стрессовые времена, когда родителям особенно важно играть с детьми на тревожащие темы, нам часто не до креатива и в голову ничего путного не приходит. И тогда нас может сильно выручить опыт других родителей. В нашей фейсбук-группе «Заботливая Альфа» участники поделились тем, какие удивительные идеи приходят детям в игре, как они обыгрывают происходящее. Нам хочется рассказать об этих любопытных затеях.    

Во что поиграть?

1. Спасать от вируса планету, лечить драконов.

2. Кидаться вязаным шариком в виде вируса (как в горячую картошку или выбивалы, проигравший идёт мыть руки).

3. Играть в догонялки с коронавирусным медведем в руке: кидать друг другу, пытаться увернуться, чтобы не задел.

4. Поиграть в догонялки «выше земли», убегая от вируса.

курс Альфа-дети

5. Инициировать игры, которые снижают тревогу: катать детей на себе как на лодочке, потом начинается торнадо и нужно удержаться на лодочке, говорить страшным голосом, бросать детей на пуфы-подушки, сталкивать за диван на подушки и тут же спасать.

6. Вырыть яму и закопать вирус.

7. Поболтать с вязаным вирусом, мама за него отвечает ребенку.

8. В игре с куклами, плюшевыми зверями, человечками лего и машинками с мотоциклами сделать дом, от которого нельзя далеко отходить. Можно объяснять игрушкам: «Звери, мы на карантине, в парк нельзя ходить, надо дома играть».

9. Разыгрывать сценки, как кто-то нарушил карантин, и полиция вернула его обратно домой, как пришли гости, а то им скучно на карантине, как штраф кто-то заплатил.

10. Достать детские наборы доктора, сделать врачебный кабинет (стол/стул, шапочка для ванны на голову, халат, очки), нарезать бумажек со штампиками (талоны). Принимать пациентов, проблему которых может озвучить родитель.

Интенсив 1

11. Сделать маски для игрушек, у вируса тоже может быть своя маска (мы боимся его, а он боится нас, поэтому тоже маску носит на всякий случай).

12. Вести диалоги от лица коронавируса, который подначивает ребенка нарушать установленные правила или отговаривает его от мытья рук. А ребенок делает наперекор.

13. Играть в конструктор Banchems, он очень похож на коронавирус, из него можно строить что-то и разрушать, имитируя борьбу с вирусом.

14. Целоваться с ребенком, надев маски.

15. Устроить конкурс на самый смешной чих, учитывая, что все здоровы. Вариаций чихов, оказывается, очень много.

курс Альфа-дети

16. Предложить поиграть чихать в разные места – под коленку, в плечо, в пятку.

17. На ночь ловить сны про то, как люди вылечатся от коронавируса, как найдется лекарство от болезни.

18. Провести эксперимент, в котором можно наглядно показать ребёнку, что очень важно мыть руки с мылом. В небольшую миску надо налить воды и насыпать молотого перца, потом попросить ребёнка опустить туда палец и достать его обратно. Будет наглядно заметно, что весь палец покрыт молотым перцем, вот так и вирус прилипает к рукам. Потом проделать то же самое с намыленным пальцем, и перчинки сразу же расплывутся, вот так и вирус убегает от мыла.

Что посмотреть или почитать  

1. Можно почитать детям книгу о коронавирусе.

2. Посмотреть детские видео про вирусы и бактерии, про работу иммунитета, про кровь. После просмотра можно сделать из пластилина макет кровеносной системы, слепить вирусы и устроить войну лейкоцитов с вирусами.

3. Можно посмотреть всей семьей фильм «Осмосис Джонс».

Интенсив 1

4. Есть серия детских мультфильмов «Доктор Плюшева» для малышей.

5. Для родителей подойдут фильмы, под которые легко плачется.

Совместное творчество

творчество, игры

1. Придумать названия смешных вирусов и фантазировать, что происходит от них. Например, «корова-вирус», «макарона-вирус» и т.д.

2. Нарисовать Короназавра. Потом можно с ним сражаться, можно дружить, можно пожалеть, что все его прогоняют, можно придумать планету, куда его отправить на заселение.

3. Сделать «вирусы» из пластилина и зубочисток: вирусы атакуют, дети верещат, убегают и прячутся, защищаются щитами, сражаются мечами.

4. Петь рэп про короновирус.

5. Креативно подойти к оформлению маски – наклеить стразы, нашить пуговицы.

6. Нарисовать флаер или плакат по теме «Оставайся дома», «Мой руки» и т.п.

7. Связать игрушку-вирус по схеме.

8. Сделать отрывной календарик в форме вируса в ожидании окончания карантина.

курс Альфа-дети
игра, эмоции

Как взрослые перекрывают тревогу детей в период карантина

Про мышонка Переса и полицию

Когда у испанских детей выпадает один из молочных зубов, приходит мышонок Перес, достает зуб, который ребенок спрятал под подушку, и оставляет на его месте монетку, конфетку или маленький подарочек.

У семилетнего Маркоса из Педреры (Андалусия) начал шататься зуб, и Маркос серьезно забеспокоился – ведь мышонок Перес, разумеется, сидит на карантине дома и не может свободно перемещаться по улицам.

Мама Маркоса написала обращение в местную полицию. И полиция выпустила официальный сертификат, который разрешает мышонку Пересу спокойно перемещаться по Педрере, «чтобы он мог посетить каждого ребенка, у которого выпадет зуб».

Флешмоб в Финляндии «Оставь игрушку»

По всей Финляндии распространяется интересная игра для детей, хотя и для взрослых тоже, «Etsi nalle» или «Найди медвежонка». Суть игры проста: необходимо расположить игрушечного медвежонка на окне или балконе таким образом, чтобы прохожие с улицы могли его заметить.

Послесловие

Важность выражения эмоций неоспорима. Через игру это сделать легче всего, игра понятна для всех, неприхотлива и очень целительна. Она освобождает нас от накопившихся переживаний, тем самым давая место любопытству и любознательности, открывая пути к обучению и познанию.

*Эту тему Гордон Ньюфелд раскрывает на углубленных курсах – Интенсивах.

Елена Фурдак и родители Фейсбук-группы «Заботливая Альфа»

Фото: photogenica.ru, pinterest

Дорогие читатели, более подробно об игре и обучении можно прочесть в предлагаемой подборке.

подписка на дайджест

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *