Впуская школу в дом, не приносите в жертву сам «дом»

Photogenica-PHX357547554-1.jpg

Дом это место, где мы отдыхаем душой и восстанавливаем силы. Как быть, когда дом оказывается еще и местом, где мы работаем и учимся? Как найти баланс? Предлагаем к прочтению статью Гордона Ньюфелда.

В эти дни отовсюду раздаётся множество советов о том, КАК превратить свой дом в школу. Подразумевается, что именно это должно произойти ради благополучия ребёнка. Во многих случаях так оно и есть. Но для некоторых детей цена может оказаться непомерной.

Дети могут утратить «ощущение дома» в кругу своей семьи – это самая важная причина, по которой мы должны крепко задуматься, прежде чем превращать свой дом в школу. Каждому ребёнку нужен «дом» – то есть такое место в отношениях, где есть безопасность, покой и приглашение, где принятие и ценность детей не основываются на их достижениях. Надо признать, что не у каждого ребёнка есть такой дом, но если он имеется, то не стоит его портить. Если же такого дома у ребёнка нет, то именно его создание должно быть нашим наивысшим приоритетом. Даже если у родителей каким-то образом получается выполнять несколько задач одновременно, совсем не обязательно у ребёнка всё ещё останутся именно те мама или папа, которые ему необходимы, как только родители превратятся в учителей.

Так случилось с одним из наших собственных детей, когда мы попытались учить его дома, будучи всей семьёй в длительном отпуске на другом континенте. Наш шестилетка очень чётко заявил о невозможности того, что мы пытались сделать. В какой-то момент он выкрикнул своей маме: «Ты мне не учитель! Ты моя мама!» В нашем случае его мама была учителем по профессии и вполне способна была исполнять всё необходимое для обеих этих ролей. Но для нашего сына реальность была такова, что его «дому» в отношениях с мамой начинали угрожать учебные планы.

игра

Школьное обучение для ребёнка может угрожать «ощущению дома» в кругу семьи множеством способов. Начнём с того, что поход в школу обычно подразумевает расставание с родителями. Если «ощущение дома» в кругу семьи у ребёнка не созрело настолько, чтобы он мог чувствовать связь с ней даже в разлуке, это расставание вызовет у него мощные эмоции фрустрации, тревоги и стремления к близости. Эти эмоции лежат в основе большинства проблем с поведением, которые осложняют те самые необходимые ребёнку отношения.

Кроме того, когда дети утрачивают «ощущение дома» в кругу своей семьи, их тянет найти другой дом в качестве замены тому, что они утратили. Многие дети в итоге замещают свою семью друзьями в школе. К сожалению, наши школы непреднамеренно превратились в фабрики по созданию ориентации на ровесников, вырывая детей с их орбиты вокруг родителей, которые должны быть для них ориентирами, и запуская их на орбиту вокруг других детей, которые ни за что не смогут правильно о них позаботиться.

Доказательством этого процесса будет то, что многие дети в наше время идут в школу не за знаниями об окружающем мире, а для того чтобы общаться с друзьями. Другими словами, они больше ощущают себя дома друг с другом, а не со своими собственными семьями. Эта утрата «ощущения дома» в кругу семьи оказывает разрушительный эффект на их эмоции, развитие, обучение и даже на всё наше общество в целом. Эта тема настолько огромна, что я даже написал о ней книгу, но даже там я только поверхностно коснулся этого феномена.

Этих негативных последствий обучения в образовательных учреждениях иногда можно избежать, занимаясь с детьми дома, однако угроза «ощущению дома» в кругу семьи для ребёнка может остаться актуальной, если обучение ребёнка становится для его родителей главным приоритетом.

За время своей профессиональной карьеры я иногда рекомендовал родителям забрать ребёнка из школы, по крайней мере, на какое-то время, чтобы те его эмоциональные и поведенческие проблемы, с которыми они сталкиваются, могли бы пойти на спад. Время от времени результаты были совершенно потрясающими и наступали очень быстро. Однако в редких случаях такое решение приводило к обратному эффекту. Мне кажется, что главной причиной неуспеха этой рекомендации про домашнее обучение было то, что ребёнок каким-то образом утрачивал того родителя, который был ему нужен, когда этот родитель принимал на себя роль учителя.

Интенсив 1

Во время нынешнего беспрецедентного кризиса у нас появилась довольно уникальная возможность расположить свои приоритеты в верном порядке – дом важнее школы. Многим детям необходимо, чтобы родители восстановили с ними отношения, и это время можно успешно использовать для того, чтобы занять своё законное место в жизни детей.

отношения, семья

Это не всегда будет лёгкой задачей, но ничто другое не сработает для ребёнка или для нас как родителей, пока наши дети по-настоящему не будут чувствовать себя с нами как дома и не смогут найти в нас эмоциональный покой и наполняющую их любовь, в которых они так нуждаются. Так как они находятся дома и мы сами тоже не должны его покидать, что может быть сейчас более важным, чем создание у них ощущения дома рядом с нами? Невозможно описать, насколько это важнее для их эмоций и развития, чем планы о том, как превратить дом в школу.

Когда мы видим, в чём на самом деле нуждаются дети с точки зрения развития, чтобы они могли учиться и расти, это помогает нам понять, куда направить свой фокус. Будучи теоретиком, я посвятил работу всей своей жизни тому, чтобы собрать из кусочков цельную картину необходимых условий для эмоционального здоровья и благополучия детей, включая раскрытие их полного человеческого потенциала.

Вкратце, если отбросить всё лишнее, то неотъемлемыми потребностями ребёнка будут:

курс Дисциплина

а) правильные отношения с тем взрослым, который несёт за ребёнка ответственность;

б) мягкое сердце, позволяющее ребёнку чувствовать свои уязвимые эмоции;

в) достаточный покой в эмоциональном плане и отсутствие работы над отношениями;

г) истинная игра, где ребёнка увлекает сам процесс, а не его результат.

Именно эти факторы являются ключевыми для здорового развития безотносительно расы, религии, пола, культуры или общества. Они были справедливы для наших древних предков и останутся таковыми для наших дальних потомков в будущем. Когда эти условия присутствуют в жизни ребёнка, то происходит его рост, раскрытие потенциала, становление индивидуальности, возникновение любопытства. Другими словами, если условия этому способствуют, дальше за дело возьмётся Природа.

Так что важнейшим вопросом здесь будет: где именно с большей вероятностью возникнут такие условия для ребёнка, в хорошей школе или в хорошем доме? К сожалению, нам всем знакомы дома, в которых этих условий нет, это приводит к трагическим последствиям для детей, там живущих. В таких случаях, конечно же, лучше уж школа. Но трагедия современного общества состоит в том, что родители из полностью функциональных семей больше верят в то, что школа даст их детям нечто лучшее, чем они сами способны предложить. Они утратили уверенность в своих силах, в том, что именно они могут предоставить детям то, что им нужнее всего.

В мире нет более важной роли, чем создавать для ребёнка «ощущение дома».

К сожалению, даже самые лучшие школы в мире не устроены так, чтобы обеспечивать детям эти необходимые условия. Многие школы сейчас стали гораздо лучше, чем раньше, но эти четыре важнейших фактора редко бывают на повестке дня в каком-либо виде, по крайней мере, они не попадают туда регулярно. Когда я работал со школами, я во многом старался помочь педагогам понять эти условия и способствовать им в классах. Нет никаких сомнений в том, что школы могут значительно увеличить свою эффективность, если они начнут действовать в этом отношении как семьи. Однако обратное утверждение не будет таким же справедливым. Семьи не увеличивают свою эффективность, если начинают действовать как школы.

Вернёмся к современной пандемии. В нашем обществе укоренилась идея, что именно школа является важнейшим фактором в обучении, а то и в самом развитии. Нам говорят, что процесс не должен останавливаться. В таких обстоятельствах я хочу напомнить всем родителям, которые чувствуют, что их принуждают быть учителями или как минимум помощниками учителей, – в мире нет более важной роли, чем создавать для ребёнка ощущение дома. Что бы вы ни делали, именно это нельзя портить. Когда на вас наваливается слишком многое, приносить в жертву нужно всё и что угодно, что может помешать вам выполнять для ребёнка эту роль. Это последний рубеж – именно в него стоит верить во времена, полные неприятностей. Наш последний рубеж состоит в том, что дом – это не школа.

Подведу итог: в данное время нас прежде всего должно заботить не прерывание учебного процесса. Нам нужно помнить, что если школа приходит в дом, то нам стоит принять меры, чтобы это не случалось за счёт того «ощущения дома», которое необходимо ребёнку. Для многих детей и их семей отдых от школы может стать самым лучшим, что принесла нам эта пандемия.

Гордон Ньюфелд

Перевод Ирины Маценко

Источник

Фото: photogenica.ru

Дорогие читатели, возможно, вам захочется прочесть и другие статьи о том, что важно в отношениях.

подписка на дайджест

One thought on “Впуская школу в дом, не приносите в жертву сам «дом»”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *