Ужасный день по соседству, и это нормально

от editor
Фред Рождерс

Убеждение Фреда Роджерса в том, что нам стоит признавать, а не подавлять эмоции, — это мудрая идея для людей любого возраста.

В 51-ю годовщину первой записи классической детской передачи «Соседство Мистера Роджерса» Гугл выпустил анимацию в его память. Там показано, как Мистер Роджерс гуляет по соседским улицам, приветствуя многих людей, в том числе маленького мальчика, повесившего голову. Роджерс мастерит для него бумажный самолётик, и мальчик сразу же веселеет. Обычно все так и изображают Мистера Роджерса – добрым человеком, стремящимся сделать счастливыми всех вокруг, — но это, скорее всего, отражение американского неприятия тяжёлых эмоций, чем самого Роджерса. Самое последнее, что сделал бы Фред Роджерс для печального мальчика, — стал бы отвлекать его от грусти.

Все, кто смотрел «Соседство Мистера Роджерса»*, знают, что ведущий считал все эмоции естественными – включая самые тёмные из их – и верил, что их не нужно исправлять. Многие дети, выросшие на его программах, сами уже стали родителями, а благодаря документальному фильму 2018 года «Будешь моим соседом?» и художественной картине «Прекрасный день по соседству» (2019 г.) с участием Тома Хэнкса их признательность Фреду Роджерсу растёт с новой силой. В наши дни подход Роджерса к сложным эмоциям имеет шанс быть услышанным и принятым во внимание.

Ребёнком мне была ближе бешеная энергия «Улицы Сезам»*, чем вялотекущий ритм «Соседства Мистера Роджерса», но это изменилось, когда у меня появились свои дети и я стала задаваться вопросом, как вырастить их внимательными людьми, но не отбирать у них телевизор. На своих занятиях я постоянно использую книгу Нила Постмана «Развлекаясь до смерти», в которой он критически отзывается о попытках обсуждать серьёзные темы на телевидении, особенно в передачах типа «Улицы Сезам»*, называющих себя «образовательными». Постман полагает, что у медленных и даже скучных передач больше шансов преподать детям важные уроки, чем у быстрых и громких.

Мои воспоминания о той скучной передаче заставили меня заинтересоваться, было ли в ней что-либо ценное. Посмотрев её, я начала открывать для себя Фреда Роджерса. С детьми и иногда даже без них я пересмотрела сотни эпизодов «Соседства Мистера Роджерса» за последние семь лет. Я прочитала всё, что было написано Фредом Роджерсом и о нём, пересмотрела все записи, которые только смогла найти.

Документальный фильм 2018 года я посмотрела в кинотеатре, а затем пересмотрела его, чтобы сделать себе заметки. Я пошла смотреть «Прекрасный день по соседству» со скептическим настроем, потому что Роджерса легче понять неправильно, чем верно, — а нам жизненно важно понять его правильно – но я скрестила пальцы наудачу.

фильм, Фред Роджерс

Эмоциональная глубина фильма стала для меня неожиданностью: будучи прямо противоположным анимации Гугла, он досконально передаёт подход к сложным эмоциям. Это неудивительно: команда и актёры фильма должны были хорошо изучить Роджерса, чтобы снять о нём фильм, это было необходимо, чтобы в точности изобразить этого человека, оживить карикатуру.

Несмотря на свои кроткие манеры пастора, Роджерс был настроен на волну самых тёмных чувств в наших душах. Он придавал непривычную ценность злости, страху, стрессу, грусти, разочарованию и одиночеству. Он уважал весь спектр эмоций и вдохновлял детей принимать все свои чувства как нечто естественное.

Это убеждение зародилось у него в раннем возрасте: как единственному сыну своих родителей (пока они не удочерили его сестру, когда ему было 11 лет), выросшему на северо-востоке США, Роджерсу не позволялось проявлять грусть. Этот факт совместно с его детским опытом травли за лишний вес сделал «Жирного Фредди», как его дразнили, остро чувствительным к тому, что взрослые слишком часто, хоть обычно и непреднамеренно, заставляют детей замолчать, вместо того, чтобы показать им, как обращаться с беспокоящими их чувствами.

Роджерс верил в то, что все вариации присказок «не бери в голову», призывающие детей не обращать внимание, действуют подавляюще. Они бросают детей один на один с их болью вместо того, чтобы научить их, как с ней взаимодействовать. Фред Роджерс же, напротив, поощрял детей встречаться лицом к лицу с своими неприятными чувствами.

Роджерс не получал образования в этой области, он наверняка отнёс бы свои знания о сфере детских эмоций на счёт психолога Маргарет МакФарланд из Университета Питтсбурга, с которой он сотрудничал на протяжении 30 лет. У этого подхода к чувствам, которому следовал Фред Роджерс, есть, однако, и фундаментальное основание, относящееся к временам Древней Греции больше 2000 лет назад.

В своей «Никомаховой этике» Аристотель описывал, что наши души состоят из чувств, предрасположенностей и активных состояний. Наша предрасположенность определяет эмоции, которые мы наиболее часто ощущаем в ответ на определённые стимулы. Некоторые люди склонны к грусти, другие к гневу, а совсем немногие – к истинной жизнерадостности. Наши чувства как лучины, они ловят искры каждый раз, когда мы проводим ими по тлеющим углям прошлых жизненных событий, но вспыхивают они только при добавлении к ним катализатора нашей предрасположенности. Разная реакция двух людей на одно и то же событие, – например, на своё увольнение, — была бы отнесена Аристотелем на счёт их предрасположенности.

Я склонна к гневу, который больше подходил для Нью-Йорка, где я выросла, чем для Южного Техаса, где я живу сейчас, однако он делает меня более человечной в глазах моих студентов. Плечи тех, кто разделяет мою предрасположенность, расслабляются, когда я говорю им, что они не одни такие. Они смеются, когда я рассказываю, что завидую людям, которые способны легко заплакать вместо желания кому-то врезать.

По Аристотелю, чувства и предрасположенности имеют значение, но в основном для самопознания, а не для самосовершенствования. Полезно знать, к каким чувствам у меня есть склонность, а также что я чувствую в любой момент времени, но повлиять на две эти категории гораздо сложнее, чем на третью.

Аристотель описывал активные состояния как то, «как мы держим себя» при столкновении со своими чувствами. Аристотель верил в правильные поступки, поэтому он предлагал тренировать наши души, чтобы прекрасно реагировать на ужасные обстоятельства. Он подразумевал, что не стоит слишком беспокоиться из-за наших проблемных чувств или упрямых предрасположенностей.

Он и в самом деле призывал бы нас не стыдить себя за грустные чувства, когда мы «должны бы» чувствовать себя счастливыми. Он целиком отвергал это долженствование, когда речь шла о чувствах, так как он верил в то, что они естественны и безвредны, если не сочетаются с неправильными поступками.

Все чувства, по Аристотелю, являются потенциально полезными, так как они дают нам возможность попрактиковаться в правильном поведении. Он верил в то, что чувства сами по себе не подвергают опасности наши ценности, а вот поступки могут это делать, часто так и происходит. Мистер Роджерс был с ним согласен: «У всех нас есть много разных чувств. Все они нормальны. В нашей жизни важно то, что мы делаем со своими чувствами».

Роджерс верил в то, что все дети (и взрослые) грустят, злятся, тревожатся, раздражаются и чувствуют себя одиноко – и он использовал телевидение, чтобы подать пример, что делать с этими сложными и часто очень сильными эмоциями. Он хотел оспорить вредный посыл, который обычно получают дети, — все эти версии совершенно бесполезного «ты не должен себя так чувствовать».

В одном эпизоде, когда у Мистера Роджерса не получалось включить фонарик, он показал своё раздражение на камеру: он признался, что чувствует досаду из-за того, что фокус, который он хотел показать своим зрителям, не получился. Сделав это, он подтвердил справедливость своего разочарования и показал своей аудитории, что проговаривание помогает.

Одним из основных убеждений Роджерса было то, что «с любым обсуждаемым вопросом можно справиться», поэтому он считал, что дети должны как можно скорее научиться описывать свою боль. Роджерс верил в то, что если поощрять детей говорить о своих чувствах вместо того, чтобы стыдить за них, они примутся искать для них подходящие выходы. Роджерс часто повторял свой урок про гнев. Вдохновившись вопросом одного ребёнка про гнев, он написал про него песню:

Что тебе делать, когда ты зол,
Так зол, что хочешь кусать?
Когда как будто весь мир не прав,
И что бы ты ни сделал, всё не так?

С помощью этой песни Роджерс учил детей, как нужно злиться, вместо того, чтобы не злиться. Первым шагом для ребёнка будет распознать свой гнев, а также своё стремление кусаться, драться, пинаться. На втором шаге песня предлагает найти приемлемые выходы для этого гнева:

Что же делать? Лупить портфель?
Раздавить рукой пластилин?
Или в салки друзей позвать играть?
Или на спор побежать?

Роджерс писал, что игра на пианино в детстве научила его выражать всю гамму своих чувств. Он вспоминает, как долбил по низким нотам, когда был зол, и я представляю себе, как он перебирал минорные ноты, когда грустил. Во многих выпусках Роджерс показывал своим зрителям, как распознать свои чувства с помощью пианино. Когда на передачу приходили такие известные музыканты как Йо Йо Ма или Уинтон Марсалис, Роджерс спрашивал их, играют ли они иначе, когда грустят или злятся. И они всегда подтверждали, что действительно, это так, и проигрывание своих неприятных эмоций им помогает.

Предполагается, что «Соседство Мистера Роджерса» — это детская передача. Но я считаю, что Роджерс задумывал её и для взрослых. Для нас всех было бы лучше, если бы мы перестали отвергать тёмные детские эмоции с помощью подавляющих требований типа: «Не плачь», «Успокойся», «Тише».

Если мы поверим в убеждения Роджерса и Аристотеля о том, что в чувствах нет ничего неправильного и что «с любым обсуждаемым вопросом можно справиться», мы начнём замечать свои собственные чувства грусти, одиночества и разочарования. Делая это, мы продемонстрируем детям – и самим себе как взрослым, – как правильно с ними справляться.

*детская телевизионная передача (примеч. редактора)

Мариана Алессандри, адъюнкт-профессор философии при Техасском университете долины Рио-Гранде

Перевод Ирины Маценко

Источник: https://www.nytimes.com/2019/11/28/opinion/mister-rogers-neighborhood.html

Иллюстрация Элеанор Дэвис

Дорогие читатели, очень хочется поделиться с вами полезными материалами об эмоциях, бережно собранными нами в библиотеке на сайте.

Похожие сообщения

Сайт «Заботливая Альфа» существует с 2013 года с целью поддержки родителей и специалистов, которые растят и обучают детей в русле теории развития на основе привязанности.
Наш сайт представляет собой библиотеку, в которой собрано большое количество научных исследований, интервью, теоретических статей и историй из личного опыта родителей, педагогов, психологов.
© 2013-2022 Alpha-parenting.ru Все права защищены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. При перепечатке материалов гиперссылка на сайт обязательна.