Дети взрослеют не быстро, но первые шаги к самостоятельности делают с самого юного возраста. Это стремление к становлению, к нащупыванию самого себя является одним из важнейших процессов для роста и развития. Предлагаем вам прочесть рецензию Анны Выборновой на книгу Свена Нурдквиста «Финдус переезжает», посмотрев на нее с точки зрения процессов развития.
Пора отселять. Пора отселять?! Как пора отселять?!
Взросление наших детей застает нас врасплох, оно подстерегает за углом и накидывается внезапно, и как-то… вероломно, подло набрасывается, что и говорить.
Вот он, маленький комочек, в объятиях и под грудью. Вот он засыпает, прижавшись к твоему боку и доверчиво обнимая за шею. Вот его теплое дыхание на твоей щеке. Вот пятка в носу и локоть в ухе, чего уж, и такое бывает. Но даже пятка розовенькая, нежная, а локоть и не локоть, а так, локоточек. А потом вдруг случается ЭТОТ день.
Свен Нурдквист создал чудесных и любимых многими персонажей: его Финдус и Петсон – образец дошкольника-проказника и заботливой альфы. Наверное, именно поэтому дети так любят этих героев. Они и похожи, и не похожи на них, и на их мам и пап.
Финдус для начала – кот. А Петсон – старикашка в далекой деревне. Поэтому следить за их переживаниями не так уязвимо, параллели не такие явные, прямого отождествления в таком же прямом дошкольном мозге пока нет.
Сегодня я расскажу вам про книгу «Финдус переезжает». Петсон психанул. Да, даже невозмутимый Петсон психанул. А кому понравится, если его будят в четыре утра дикими прыжками на кровати? Никому, конечно. «Финдус, или прекрати, или мы переставим твою кровать!» А Финдус внезапно ухватился за эту идею: «Или не прыгать, или я переезжаю? Я переезжаю!»
Отличная новость же? Никто теперь не будет шуметь в предрассветный час, можно наконец выспаться! И Свен Нурдквист с присущим ему чутьем и тонким чувствованием раскрывает перед нами весь веер переживаний и Петсона, и Финдуса.
Вот вдохновленный Финдус, окрыленный чувством грядущей свободы и собственным взрослением, а вот растерянный от скорости происходящих событий Петсон, который спасается в любимом деле: он столярничает и своими руками готовит к переезду будку старого уличного туалета, в которой теперь будет жить котик. А дальше события разворачиваются неожиданно для обоих.
Петсон внезапно полон грусти и горечи: дом снова опустел, вечерами тишина, как тогда, когда котенка еще не было, а в домике у Финдуса веселье и, кажется, даже гости! И Финдус сначала очень воодушевлен: такой взрослый, он спит совсем один! А потом его накрывает тревогой, ему всюду чудятся лисы и прочие опасности. Петсон помогает устроить сложную систему сигнализации и противодействия нападению диких зверей, но… Мы-то знаем, что не это средство от тревоги.
И вот Финдус сначала засыпает на коленях у своего старика, потом приходит по утрам, а потом и вовсе по молчаливому согласию всех участников возвращается обратно.
О чем эта история?
О том, как трудно нам отпускать из гнезда наших птенчиков.
И о том, как мы, глотая слезы, мужественно помогаем им сделать первые шаги в самостоятельную жизнь.
И о том, что наши объятия никогда не закрываются.
И о том, что мы всегда готовы принять их обратно.
И о том, что нет никакого «установления границ» и «последовательности родителя: да – это всегда да, а нет – это всегда нет». Зато есть понимание глубины эмоций и гибкость, неисчерпаемая щедрость и легкость приглашения быть в нашей жизни. Потому что мы знаем, что прежде, чем ребенок сможет, он сначала много раз попробует. И много раз у него не получится. А потом – вдруг – все удастся.
Он сотню раз будет возвращаться из своей новой кроватки, топтаться у двери и стремглав забираться под наше одеяло, подсовывая свои ледяные ноги, сотню раз мы будем ворчать и роптать: «Я зачем тебе эту чертову кровать поставила, чтоб ты меня с моей постели скидывал? Отдай одеяло, у меня спина голая».
А однажды он уже не придет.
И тогда мы будем радоваться за него и тихо грустить о скоротечности этого сладкого времени, и с тоской вспоминать, как он скакал по кровати в четыре утра. Господи, ну и дура я была, скачи, мой хороший, но куда уж, вот они – два метра и восемьдесят кило незнакомого дяди с волосатыми ногами, такой если скакнет, то…
Анна Выборнова
Дорогие читатели, предлагаем вам прочесть и другие статьи из нашей библиотеки по теме взросления.