Теория привязанности — психологическая модель, которая пытается описать динамику долгосрочных и краткосрочных межличностных отношений. Несмотря на то, что привязанность маленьких детей к родителям изучена достаточно подробно, по-прежнему мало информации о том, как трансформируется она во взрослом возрасте. Как она влияет на раскрытие личностного потенциала? Можно ли углубить привязанность со временем? Какова ее роль для выросших детей и постаревших родителей? И какое значение во всем этом имеет мягкое сердце и способность чувствовать тщетность? Предлагаем вашему вниманию обзор фильма с точки зрения теории привязанности — от Юлии Варлаковой.
Я часто думаю о том, что привязанность — феномен уж насколько научно обоснованный, настолько же и удивительный. Привязанность изучают, проводят исследования, о ней пишут и говорят, пытаются понять сердцем и наукой. И при этом она во многом остается незримой неведомой силой, масштаб которой сложно познать.
Эта сила иногда похожа на хрупкий лед. А иногда — на самый крепкий суперклей, который склеивает близких людей вопреки всему. Вопреки не самому лучшему отношению взрослого к ребенку, вопреки тяжелому детству. Ребенок вырастает, уходит из семьи, и формально отношений как будто нет. А эта неведомая сила, которая потом вдруг притягивает обратно, — есть.
Недавно я посмотрела фильм, который тронул меня до глубины души как раз таким сюжетом. Тяжелое детство, которое в итоге развело родителей и сына настолько далеко, что, казалось бы, никакой дороги к примирению просто не существует. Проходили годы, отношений не было, а эта незримая нить никуда не делась. Удивительными путями в сердце уже выросшего сына нашлось место для прощения своих родителей и для новых отношений с ними.
…Улыбчивая мама Барта, которому было 11 лет, предложила поехать в лагерь на несколько дней. Он наслаждался поездкой в мамином автомобиле, пока она везла его туда. Можно было просто ехать вместе и слушать музыку. И так приятно услышать от мамы: «Знай, что я тебя люблю». Это был прекрасный день.
А в лагере Барт познакомился с девочкой, они гуляли вместе и доверяли друг другу свои секреты. «Самые лучшие дни в моей жизни», — думал он по дороге из лагеря домой.
Но вернувшись, он обнаружил отца, который сказал, что его мама… их бросила и ушла. Они остались жить вдвоем. Барт очень старался стать для папы хорошим и значимым, он очень хотел, чтобы отец им гордился. «Я старался стать лучшим в единственном, что ему нравилось» , — говорил Барт позже, рассказывая о своем детстве.
Но отец был жестоким и агрессивным, он бил сына и обесценивал все его старания.
В этой части фильма мы можем увидеть много динамик, о которых говорит Гордон Ньюфелд. Первые несколько уровней привязанности развиваются даже в неблагоприятных условиях. Несмотря на жестокое обращение, маленькому Барту все равно было важно походить на отца, чувствовать себя важным и нужным ему.
Но постепенно у Барта все больше проявляется защитное отчуждение, теплые чувства к отцу онемевают, растет агрессия, инстинкты привязанности начинают разворачиваться в обратную сторону.
Разочаровавшись в попытках почувствовать близость, Барт вырос и уехал из родительского дома, прервал отношения с отцом. В его жизни встретились люди, которые в него поверили. Учительница музыки в институте, та девочка из лагеря и его друзья-музыканты. Они стали для него опорой и поддержкой.
Через многие годы он снова увиделся с отцом. Барт узнал, что отец умирает. Случайно увидел, как его покидают силы и… не смог его оставить. Простить отца было нелегко, слишком много боли осталось из детства. Но слово за слово, и они стали заново узнавать друг друга. Постепенно им удалось восстановить теплые отношения.
«Отец, о котором я всегда мечтал, скоро покинет меня. Разве это честно?», — пишет Барт в своем дневнике. Перед смертью отца он слышит от него те самые слова, которые были так нужны ему в детстве.
— Я тебя слушал, Барт. Я слушал тебя тогда, в тот день по радио. Ведь это ты пел? Я слушал каждое слово. А потом ты закончил, а я слушал, что в церкви говорят о твоем пении. Это спасло меня. Я так гордился тобой. Очень гордился. Спой мне что-нибудь, сынок. Я что-то засыпаю…
После смерти отца Барт написал песню, которая принесла ему всемирную славу. Боль всей его жизни стала его вдохновением. Барт и его мама также восстановили отношения, и мама стала главным поклонником своего сына.
Этот фильм основан на реальных событиях и рассказывает историю рождения одноименной песни группы MercyMe. Лидер команды посвятил эту песню о вере, любви и прощении своему отцу, не подозревая, что скоро она облетит весь мир, станет платиновым хитом, а главное — подарит надежду миллионам людей.
Юлия Варлакова
Дорогие читатели, о привязанности между взрослыми можно прочесть в нашей подборке.