Другие видео можно посмотреть на нашем канале.
Я, Гордон Ньюфелд, психолог развития и клинический психолог. Всю свою жизнь я занимаюсь тем, что помогаю взрослым, ответственным за воспитание детей, понять своих детей. И я надеюсь, что мой вклад будет долгосрочным.
Самые блестящие умы бились над проблемой тревожности на протяжении столетий, возможно, и дольше. Но у них не было термина “тревожность”. Могу ли я быть столь самонадеянным, чтобы утверждать, что я понимаю, что такое тревожность? Думаю, я просто оказался в нужном месте в нужное время.
Сегодня у нас есть концептуальные инструменты, с помощью которых мы можем приблизиться к разгадке тайны.
Моя работа – сложить вместе части паззла. И я думаю, что у меня есть все части, необходимые для понимания тревожности. Если же мы сможем понять суть тревожности, мы сможем решить ее проблему.
Ключ к пониманию тревожности
Довольно большую часть мозга занимает система оповещения об опасности. И тревожность — это, так сказать, субъективная верхушка айсберга этой системы. Когда мы испытываем тревогу, мы, по сути, получаем от системы сигнал об опасности.
Когда наши дети переживают тревогу, это означает, что они чувствуют опасность. И эта информация способна полностью изменить наше поведение по отношению к ним.
Что является для нас опасностью?
Оказывается, ключевой потребностью каждого человека, и особенно ребенка, является потребность в привязанности. Мы нуждаемся в контакте и близости. Поэтому главной опасностью для нас является столкновение с разделением с теми, к кому мы привязаны.
Что такое разделение, какое влияние оно может оказать, является ли оно физическим, эмоциональным или психологическим – само понятие разделения включает в себя очень много моментов. Но главный вывод прост: тревожность в наших детях говорит о том, что они сталкиваются с бо́льшим разделением, чем могут перенести.
Становятся ли наши дети тревожнее?
Это интересный феномен: наши дети становятся тревожнее. Значит ли это, что они подвержены большей опасности, или дело в чем-то другом? Я думаю, справедливо и то, и другое.
Дети действительно подвержены большей опасности — они сталкиваются с разделением гораздо чаще, чем когда-либо. И в то же время, существует путаница в понятиях. К примеру, сегодня специалисты часто принимают застенчивость за тревожность. Застенчивость же – это нечто совершенно иное.
Однако застенчивость сегодня считают патологией и называют социальным тревожным расстройством, социофобией. На самом же деле застенчивость – это очень важный инстинкт, защищающий привязанность. И мы должны развести эти два понятия. Застенчивость – совершенно естественное и нормальное чувство. Скорее, нас должно настораживать, если дети его не испытывают.
Понимание детской и подростковой тревожности
Мы поговорим о шести неожиданных способах решения проблемы тревожности. Неожиданное в них то, что они противоречат современным подходам к решению этой проблемы. Но дело в том, что современные подходы не основываются на понимании сути тревожности. Как только мы поймем ее суть, эти способы обретут смысл и станут совершенно логичными.
Продолжение интервью можно посмотреть здесь
Запись интервью в Центре Далай Ламы
Перевод Алены Федоренчик
Редакция перевода Юлии Твердохлебовой
Русскую версию озвучил Виталий Зорин
Монтаж и сведение звука русской версии Евы Фарбер
Дорогие читатели, о тревожности можно прочесть в подборке по этой теме.