Когда заканчивается игра и начинается скука

Photogenica-PHX14132642-1.jpg

Скука стала повсеместным явлением несмотря на то, что у нас есть доступ к музеям, библиотекам, кинематографу, музыке. Что же стоит за этим феноменом? Как родители могут помочь скучающему ребенку? Об этом пишет Дебора Макнамара.

Понимание скуки у детей – серьезное дело. Мать 7-летнего мальчика присела у меня в кабинете, явно расстроенная, и сказала: «Я забираю у сына гаджеты и говорю ему, чтобы он пошел играть, но у него нет никакого терпения, и он моментально раздражается, что превращается в агрессию, направленную на его младшего брата». Кажется, что ничто не помогает справиться с отсутствием энтузиазма у него, и это начинает сказываться на всех в доме.

Скука беспокоит не только родителей, но и исследователей. Скука ассоциируется с повышением уровня депрессии и тревоги (3), а также с провоцированием компульсивного переедания, приводящего к ожирению (1). Она может мешать учебе в классе и способствовать отказу от посещения школы (2).

курс Альфа-дети

Опрос американских подростков показал, что те, кто сообщает о том, что им скучно, на 50% чаще, чем их сверстники, употребляют запрещенные наркотики, алкоголь и курят (1, 4).

К сожалению, скуку часто неправильно понимают, и это приводит к таким неудачным решениям, как сокращение экранного времени, замена одних занятий и кружков на другие, а также к попыткам решить проблему скуки, позволяя детям поскучать некоторое время.

Когда скука становится характерной чертой ребенка, мы не можем позволить себе воспринимать ее в буквальном смысле, т.к. за ней всегда стоит кое-что более глубокое. Взаимодействие с миром является одним из лучших показателей жизнеспособности и общего психологического здоровья. Когда ребенок начинает чаще сообщать о скуке, это может быть признаком того, что процессы развития застревают.

Что такое скука?

Чтобы ответить на вопрос о скуке, нужно сначала подумать о том, чего не хватает ребенку, который постоянно говорит нам, что ему скучно. Ребенок старше трех лет в идеале должен демонстрировать признаки желания «сделать это сам», при этом начинающаяся самостоятельность и независимость становятся очевидными. Он также должен проявлять интерес к познанию нового и неизвестного.

У преуспевающих (в психологическом развитии*) детей часто появляется возможность перейти в игру или творческое одиночество, когда они находятся в стороне от взрослых. Признаки жизненной силы включают в себя наличие собственных идей, инициативы, намерений и интересов.

Интенсив 1

Дети по природе известны своим воображением и любопытством – все это исчезает, когда ребенку становится свойственна скука. По мнению Гордона Ньюфелда, проблема детей, которым скучно, – это проблема энергии становления (5). Природная склонность, которая побуждает ребенка стать отдельной личностью или самостоятельным существом, пропадает или ослабевает.

В английском языке слово «скука» происходит от слова to bore, указывающего на внутреннюю пустоту, из которой должна исходить энергия. Люди рождаются с инстинктами и эмоциями, которые должны подтолкнуть их к поиску ответов и к взаимодействию с окружающим миром. Скука указывает на недостаток энергии становления или на то, что человеку не хватает духа, необходимого для того, чтобы стать самостоятельным.

Одна из проблем со скукой заключается в том, что, когда дети испытывают эту пустоту, они начинают искать вещи, которыми можно заполнить внутреннюю дыру, и в результате мы ошибочно полагаем, что им нужно больше стимуляции. Чем больше стимуляции мы даем скучающему ребенку, тем больше мы упускаем из виду то, что на самом деле является причиной нехватки энергии становления.

В ситуации со скукой упускается то, что у ребенка нет энергии, которая бы исходила у него изнутри. Природная склонность к тому, чтобы стать самим собой, отсутствует либо неразвита. В результате ребенку не хватает энергии или ощущения того, что он отвечает за свои решения или управляет своей жизнью, и из-за этого он не может активно действовать. Проблема заключается в том, что эта природная склонность к становлению – очень хрупкая энергия, которая процветает только в правильных условиях.

Как помочь скучающему ребенку?

Ответ на скуку, которая стала характерной чертой ребенка, заключается не в том, чтобы отправлять его играть или позволять ему сидеть в таком состоянии, которое только расширяет и углубляет внутреннюю пустоту и приводит к дальнейшему возбуждению. Хотя все мы, скорее всего, время от времени будем испытывать скуку, особое внимание следует уделять детям, которые склонны задерживаться в этом состоянии.

курс Альфа-дети

Лучшая мера, помогающая скучающему ребенку вернуться к жизни, должна быть направлена на уровень эмоций и инстинктов. Нужно проникнуть под скуку и сосредоточиться на том, что в первую очередь движет ребенка вперед. Самая острая потребность человека, которая побуждает его искать ответы и взаимодействовать с миром, – это не обеспечение пищей или кровом, а отношения.

скучать, скучно

Когда ребенок безучастен и скучает, именно отношения с заботливыми взрослыми будут питать его интерес к жизни. Именно они освобождают его от беспокойства за отношения, что избавляет его от самого значимого голода – голода отношений. Эти отношения с заботливыми взрослыми могут помочь ребенку найти слезы, в которых он нуждается, чтобы после опустошения сосуда эмоций он мог снова начать чувствовать полноту.

Когда ребенок начинает скучать, именно взрослые в его жизни должны будут удерживать его в движении – начиная с того, чтобы вывести ребенка на улицу, и заканчивая тем, чтобы поиграть, почитать или вместе выполнить домашнее задание. Вместо того чтобы ждать, что он во всем разберется сам, взрослый должен будет взять инициативу в свои руки и компенсировать то, чего не хватает, до тех пор, пока ребенок не восстановит свою жизненную силу.

Важно также рассмотреть причины отсутствия у ребенка энергии становления – слишком много разделения в близких отношениях, отсутствие глубоких отношений со взрослыми или раны, полученные от сверстников, которые ожесточили его эмоциональную сферу.

Несмотря на то что причины застревания в развитии у ребенка различны, путь к нахождению выхода из ситуации всегда один. Речь идет о том, чтобы наполнить его отношениями так, чтобы пустота внутри была заполнена нами. Когда мы снова «запускаем» его сердце, оно возвращается к жизни и приносит спонтанную вовлеченность в жизнь, которой мы так жаждем. Когда у ребенка восстанавливается его энергия становления, он отправляется в путь и выясняет, кто он есть.

Каждому скучающему ребенку нужно предложение, от которого он не может отказаться, – предложение отношений и отдыха. Это кажется таким простым, но в то же время таким глубоким: место, из которого рождаются и развиваются наши дети, является тем самым местом, где находимся мы.

Интенсив 1
  1. Maggie Koerth-Baker, January 12, 2016, Why boredom is anything but boring, Nature.com, http://www.nature.com/news/why-boredom-is-anything-but-boring-1.19140
  2. Ulrike E. Nett, Elena C. Daschmann, Thomas Goetz, and Robert H. Stupinsky. How accurately can parents judge their children’s boredom in school? Front. Psychology, 30 June 2016, https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.00770
  3.  Shane W. Bench and Heather C. Lench, On the function of boredom. Sci.20133(3), 459-472.
  4. Michael Spaeth, Karina Weichold, Rainer Sibereisen. The development of leisure boredomin early adolescence: Predictors and longitudinal associations with delinquency and depression. Developmental Psychology, Vol 51(10), Oct, 2015. pp. 1380-1394.
  5. Gordon Neufeld, 2013, Level I Intensive: Making Sense of Kids. Neufeld Institute, Vancouver, BC, neufeldinstitute.org.

*примечание редактора

Дебора Макнамара

Перевод Анастасии Селейман-Гольдак

Источник

Фото: photogenica.ru

Дорогие читатели, хотим предложить углубиться в эту тему и предлагаем к прочтению еще несколько статей.

курс Альфа-дети
подписка на дайджест

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *