Фрустрация ассоциируется с агрессией, с атакующими импульсами. Однако природа этой эмоции трансформирующая, созидающая. Об этом аспекте фрустрации статья Анны Горулько.
В этом году в процессе обучения на канадском кампусе Института Ньюфелда я прошла цикл из трех курсов по Игре. Начиная с теории и определения самой игры, мы углубились в понимание процессов, глядя на игру через призму привязанности, а также через призму эмоций.
Я была удивлена, настолько широким является понятие игры в жизни человека! Раньше я думала, что игра – это набор каких-то методик, определенное поведение, позволяющее нам проживать свои эмоции. И мы можем этой игре научить своих детей. Применять эти методики, чтобы дети могли благополучно взрослеть.
Но теперь я вижу, что понятие игры включает намного больше всего. Истинной игре нельзя научить. Мы можем лишь создавать благоприятные условия, в которых эта игра возникает сама собой.
Каждый слайд любого курса Ньюфелда можно обсуждать часами. Поделюсь интересным фактом относительно фрустрации. Те, кто знаком с теорией Ньюфелда, наверняка уже знают, что фрустрация – это эмоция, которая возникает, когда что-то в нашей жизни идет не так, что-то не работает. И это хорошая эмоция. Плохих эмоций вообще не бывает. Все они для чего-то нам нужны и выполняют определенную роль.
Задача фрустрации – двигать нас к изменениям, побудить проломить ситуацию, которая нас не устраивает, и сделать так, как нам того хочется. Отсюда первым порывом ребенка на наше «нет» и являются попытки нас уговорить.
Если изменить ситуацию никак нельзя, следующий выход фрустрации – это адаптация. Отплакать, смириться, отгрустить, принять неизбежное. Если и адаптация у нас не работает, то мы знаем, что можем получить взрыв агрессии. Причем выражаться она может в любой форме: атакующая энергия, направленная на кого-то, на себя, истерики, сарказм, попытки кого-то унизить словесно, и так далее.
Игра является отличным способом безопасного выхода нашей атакующей энергии. Причем выражать мы ее можем в игре не только посредством активных действий, в которых реализуются импульсы атаковать. Интересно, что некоторым детям больше подходит выход фрустрации через игру, призванную создавать, а не разрушать.
Первый порыв, первая дверь, в которую нам хочется выйти, когда нас посещает фрустрация, – это изменить ситуацию, то есть что-то с ней сделать. На курсе была предложена отличная метафора для фрустрации – сундучок с инструментами.
Фрустрация – это наш набор инструментов, при помощи которых мы пытаемся починить ситуацию. Отсюда становится вполне понятным желание некоторых не разрушать, а создавать что-то в порыве выпустить эту энергию.
Каким же образом фрустрация выходит в созидательное русло?
Строительство или поделки
Моя младшая дочь в порыве фрустрации иногда кричит на ультразвуке, а иногда молча идет и начинает что-то вертеть из бумаги: резать, клеить, обильно посыпать блестками. Есть дети, которым после школы обязательно нужно поиграть в лего, выстроить башню или слепить что-то из пластилина.
Стремление организовать и упорядочить
О, здесь я узнаю себя. Часто во фрустрации я начинаю все упорядочивать и складывать. Разбросанные вещи, кажется, подливают масла в огонь, и вся бушующая внутри энергия выходит в ровные стопки одежды и чистые поверхности. Здесь фрустрация мне напоминает тревогу, когда ты тревожишься, не можешь усидеть на месте и начинает все маниакально убирать. Фрустрация, как оказывается, тоже неплохо умеет двигать нас к изменениям, как минимум к трансформации пространства вокруг.
Заставлять ситуацию работать
Когда в жизни что-то не получается, дети иногда проигрывают эти ситуации с игрушками так, будто у них все удалось. Очень часто я сама прокручиваю в голове конфликты, разговоры, в которых я была не на высоте. Некоторым из этих ситуаций уже лет и лет, но эмоции возвращаются вполне свежие, а значит, и не до конца прожитые. И внутри начинаешь сам с собой проговаривать эти диалоги, придумывая изощренные ответы, разносящие оппонента в пух и прах. И это тоже игра. Играть мы можем не только, катая машинки и одевая кукол. Игра присутствует в образах, словах и даже мыслях.
Создавать совершенство
Когда в жизни все идет кувырком, создание чего-то прекрасного успокаивает, расслабляет и наполняет энергией. Думаю, что многие великие деятели искусства творили свои шедевры как раз в порыве своих эмоций. И очень может быть, что в корне создания многих из них лежала энергия фрустрации. Моя старшая дочь как-то сказала, что когда она злится в школе, то рисует балерин. Как-то сама интуитивно придумала этот способ. Для нее балет – это то самое, в чем хотелось бы видеть свое совершенство.
Конечно, все дети разные. Кому-то больше подходит выпускать энергию фрустрации активным способом: кричать, бросаться вещами, топать, через активный спорт, ломать или рвать что-то. Но, возможно, для ребенка, о котором вы заботитесь, найдется и подходящий созидательный метод в «ящике инструментов» фрустрации. Ведь посредством этого выхода мы не только понижаем уровень атакующей энергии, но также развиваем свою способность решать проблемы конструктивными способами.
Анна Горулько
Фото: photogenica.ru
Дорогие читатели, в продолжение заданной темы хотим поделиться с вами и другими материалами из нашей библиотеки.