Естественные громоотводы-ловушки агрессивных импульсов, или пространства, в которых «Можно!»

Photogenica-PHX21384703-1.jpg

Как можно экологично выразить накопившиеся чувства, чтобы не навредить окружающим? Как взрослые могут помочь детям дать выход эмоциям? О громоотводах-ловушках для агрессивных импульсов рассказывает Юлия Колбаскина.

Тема агрессии меня всегда живо интересовала. Отчасти это можно объяснить моей чувствительностью, а также нежеланием мириться с нынешним положением дел в мире, отчасти неутомимым исследователем, живущим во мне.

Вдобавок к агрессии меня интересует тема истинной игры

А еще я горю литературой и непрестанно сохраняю себе кусочки из различных художественных и нехудожественных произведений, в которых проступают идеи доктора Гордона Ньюфелда.

Сегодняшняя моя заметка это микс, состоящий из высказываний Хаима Гинотта, Анне Катарине-Вестли, а также Габриеллы Рот и моих наблюдений-открытий относительно магических пространств «Можно!». Пространств, в которых экологичным образом утилизируется токсичная фрустрация, находят прибежище все те агрессивные импульсы, которые то и дело возникают в каждом из нас и которым общество и значимые для нас люди (или наша совесть) не дают хода. 

Противление

Лес, городской парк, улица, спортивный зал и другие ОТКРЫТЫЕ, ОБЩЕДОСТУПНЫЕ И ВМЕСТИТЕЛЬНЫЕ пространства «Можно!»

В книге Анне-Катарины Вестли «Мама, папа, бабушка, 8 детей и грузовик» есть момент, когда девочка Мона обнаруживает, что салфетка, которую он вышивала в подарок маме, измята, запачкана и испорчена чужой вышивкой. Она догадывается, кто это сделал, но обрушить свой праведный гнев на истинного виновника не может: малыш Мортен младший брат девочки спит.

книга

В ней закипает злость, она чувствует в себе мощнейшее желание схватить ящик с игрушками и швырнуть его на пол, чтобы как-то облегчить свое состояние. И тут на помощь Моне приходит ее папа. Он уверенно и доброжелательно перенаправляет атакующую энергию дочки в мирное русло, поделившись с ней личным опытом преодоления сложных эмоциональных состояний:

«Вот, например, я, когда сержусь, убегаю из дому и обегаю несколько раз вокруг нашего квартала. Чем злее бываю, тем больше бегаю,» … мимоходом заметив при этом, что « … самое плохое, что у нас так мало места. Здесь даже посердиться негде по-настоящему.»

Я читаю этот отрывок своим детям и ловлю себя на мысли, что это сущая правда: зачастую для того, чтобы посердиться по-настоящему (и при этом безопасно для окружающих!) нам нужно БОЛЬШЕ МЕСТА, чем есть у нас в наличии. И это не беда, если помнить о том, что у нас есть лес, есть городской парк, есть улица или спортивный комплекс поблизости от дома, в границах которых можно свободно и выразительно время от времени выгуливать или «выбегивать» всех своих огнедышащих драконов.

Ведь каждому, каждому из нас доступны
•   прогулка в лес с целью проораться, или же
•   пробежка в парк с целью выбегаться, или даже 
•   поход в спортзал с целью хорошенько отколошматить ни в чем не повинную боксерскую грушу и таким образом слить застоявшуюся токсичную фрустрацию, обновиться.

Однако есть пространства, столь же целительные и вместительные как лес, парк или спортивный зал, но при этом не такие очевидные. 

Они тоже принимают, не осуждают, не запрещают агрессивные проявления (будь то выпады, удары, шлепки или даже выстрелы), но дают им место. В этих нетривиальных пространствах тоже «Можно!».

Интенсив 1

ПРОСТРАНСТВО № 1 ЧИСТЫЙ БЕЛЫЙ ЛИСТ

– Лев, ты закончил рисовать?
– Я не рисовал, я сражался!

Удивительно, но таким пространством «Можно!» запросто может стать, например, чистый белый лист формата А4. Иногда в его границах у моего младшего сына разворачиваются целые сражения. Воздух вспенивается предельно выразительными «дыщь-дыщь!», «пиу-пиу!», или даже «бдымц!»

выражение эмоций

Рука, отображающая нападение, стремительно проводит резкие, прерывистые линии. А в Левином голосе отчетливо слышится экспрессия, ибо атакующие импульсы, ничем и никем не сдерживаемые, вылетают из него свободно, с чувством, с выражением.

курс Покой. Игра. Учеба

ПРОСТРАНСТВО № 2 МУЗЫКА

Еще одним пространством, дарующим свободу широчайшему спектру эмоциональных переживаний, является музыка. 

Хаим Гинотт (школьный учитель, детский психолог и психотерапевт, педагог для родителей, автор книги «Родитель ребенок: мир отношений») всем сердцем стремился понять чувства и мысли своих учеников. В общении с детьми он подчеркивал важность использования уважительного языка сострадания и понимания, а также призывал никогда не отрицать и не игнорировать чувства ребенка, но, напротив, стараться их увидеть, озвучить, откликнуться на них, дать им возможность быть выраженными.

О музыке, пространстве «Можно!», он говорил следующее:

«Жизнь детей изобилует запретами, зарегулирована правилами, переполнена разочарованиями, поэтому клапан для выхода эмоций ребенку необходим. 

Музицирование – наверное, лучший из возможных способов эмоциональной разрядки: музыка наделяет голосом ярость, придает форму радости, дает выход напряжению.

Родители и учителя, как правило, относятся к музыкальному образованию совсем по-другому – их больше всего интересует мастерство воспроизведения. Такой подход неизбежно влечет за собой оценку музыкальных навыков ребенка и критику в его адрес. К сожалению, результаты слишком хорошо и печально известны: попытка ребенка прекратить занятия, неприятие учителя и прекращение музыкальной «карьеры». Во многих домах задвинутая куда-то скрипка, фортепиано, к которому не прикасаются, навсегда онемевшая флейта служат лишь неприятными напоминаниями о напрасных усилиях и несбывшихся надеждах.

Что же делать родителям? Родительский труд заключается в том, чтобы найти учителя, доброго и тактичного, который понимает детей так же хорошо, как музыку. Учитель и есть тот самый человек, в руках которого находится ключ к механизму неослабевающего детского интереса к музыке. Именно учитель может как распахнуть, так и захлопнуть дверь перед возможностями, которые дает музыка.» 

ПРОСТРАНСТВО № 3 ПЕНИЕ И ПЕСНИ

По соседству с музыкой расположено еще одно магическое и невидимое пространство «Можно!». Это пространство, в границах которого может свободно «играть» и звучать человеческий голос.

пение, эмоции

Габриелла Рот (танцовщица и философ, основательница и преподаватель практики медитации в движении «Пять ритмов») исследовала эмоции и чувства через движение, но, будучи неистовым исследователем человеческой культуры, не обошла своим вниманием пение и песни:

«… пение и песни являются неотъемлемой частью каждой культуры. В песнях мы выражаем ярость и боль, радость и печаль, заботу и опасение. В традиционных обществах африканских племенах, шотландских деревнях, индейских общинах поют все, и песни принадлежат каждому. 

Но для современных светских людей пение стало специальностью поют профессиональные певцы, а остальные слушают. Тем не менее по не вполне понятным причинам песни остаются важной частью жизни: музыкальные культуры расцветают рок, опера, джаз; днем и ночью люди слушают музыку в машинах и дома. Если вы хотя бы немного задумаетесь над этим, то поймете, что мы зависим от песен и певцов, которые поставляют нам почти непрекращающуюся эмоциональную энергию.

Пение одна из немногих сфер, где исследование всего спектра эмоций всенародно одобряется и полностью принимается, даже в массовой культуре, склонной подавлять настоящие чувства или заменять их бледными и дешевыми подделками.

Если магия певца помогает вам понять, как вы можете исследовать весь спектр эмоций, то, чтобы катализировать ваши собственные эмоции, вы должны открыть певца внутри себя.

Легче всего это сделать, подпевая певцам, которые вам нравятся и с которыми вы себя идентифицируете. 

Найдите песни, которые связывают вас с вашим страхом, гневом, печалью, радостью и состраданием.

Чувства застревают в горле. Мы замолкаем от печали, горло сжимается от страха. Но если бы мы могли громко оплакивать наше горе, как это делают скорбящие испанские женщины-крестьянки, или кричать от радости, как торжествующие зулусы, то мы снова смогли бы почувствовать пульсацию чистой эмоции. Пение это простой и непосредственный способ освободить поток чувств.»

P.S. На самом деле в тексте Габриеллы можно смело заменить «пение и песни» на «движение и танец», смысл при этом останется прежним. Как и пение, танец, движение, помогают нам выражать очень разные состояния, разные чувства, разные переживания и смыслы. Все, что нужно, открыть танцора внутри себя, открыться танцу, довериться потоку движения, идущему изнутри.

Игровое пространство «Можно!», являющееся естественным расширением природной склонности ребенка

Удивительно, но пространство «Можно!» может быть укоренено не только в культуре (которая укоренена в семье). Оно может быть естественным расширением природной склонности ребенка, которую родители заметили, трансформировали в индивидуальную игру (такие игры я называю громоотводами-ловушками, потому что они притягивают скопившиеся агрессивные порывы, а также способствуют их безопасной разрядке), а затем заботливо «вписали» эти игры-громоотводы-ловушки в распорядок дня или недели.

Предположим, вы заметили, что ваш фрустрированный двухлетний ребенок в порыве агрессии склонен экспрессивно разбрасывать все вокруг. И это нормально, так как расшвыривание это очень естественный способ сбросить напряжение, выразить свое недовольство, излив его вовне. Расшвыривание как действие это часть репертуара агрессивного поведения, позволяющее разразиться атакой, и, таким образом, облегчить внутренний накал.

эмоции, выплеснуть

Если ваш ребенок любит кидаться, если по натуре он скорее «расшвыриватель», нежели «драчун» или «крикун», тогда в качестве вспомогательных мер, позволяющих слить накопившееся напряжение в мирное русло, вместе с ним можно играть в игры, которые позволяют свободно и безопасно для всех играющих швыряться предметами. К слову сказать, дети такие игры просто обожают!

  • Зимой это игры в снежки или игры на взятие снежной базы или крепости. 
  • Теплым летом это игры в импровизированную войнушку на берегу рек и озер, где влажный песок зачастую смешан с глиной и из него легко лепятся грязевые бомбочки. Или, как вариант, перестрелки колючками от репейника.
  • А золотой осенью радость от экспрессивного выброса осуществима благодаря опавшим листьям. По-особенному пахнущие, они оставляют в воздухе после броска не только сладковато-терпкий аромат прелой листвы, но и мимолетный красно-оранжево-желтый салют, не причиняя серьезного вреда играющим, но доставляя удовольствие глазу и … носу.

Безусловно, такие меры в виде игр, укорененных в культуре или же игр, укорененных в естественных склонностях ребенка, это не окончательный ответ на проблему с агрессией. И вместе с тем это колоссальная помощь родителям, воспитателям, учителям, да и себе самому.

Юлия Колбаскина

Фото: photogenica.ru, Юлия Колбаскина

Дорогие читатели, мы хотим поделиться подборкой статей с идеями о пространствах, где можно безопасно выразить то, что накипело.

подписка на дайджест

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *