Сюрприз! Мы учимся дома

от yfurdak
обучение

Что делать, если по определенным обстоятельствам ребенок начинает учиться дома на семейном или удаленном обучении? Предлагаем вам обзор вебинара Тамары Ньюфелд-Страйджек «Сюрприз! Мы учимся дома» от Надежды Шестаковой.

Вебинар Тамары Ньюфелд-Страйджек «Сюрприз! Мы учимся дома» очень ценен и для тех, кто уже давно на семейном, и для тех, кому сейчас вынужденно приходится учить детей дома. Тамара Ньюфелд-Страйджек — психотерапевт, преподаватель канадского отделения Института Ньюфелда, дочь Гордона Ньюфелда. Её двум дочкам уже около двадцати, обе учились дома.

Обучая детей дома, вынужденно или по собственному желанию, родители задаются вопросами: «Что делать? Устраивать ли школу дома? А что если из меня выйдет плохой учитель? Должен ли родитель заменять учителя? Что если ребёнок не будет меня слушать или ему будет скучно?»

Реальность сейчас такова, что все мы полны тревоги и неуверенности. И это нормально. Мы столкнулись с разделением — реальным (разлука с близкими, с друзьями, со школой, особенно, если ребёнок любил туда ходить) и ожидаемым (с нами или с нашими близкими может что-то случиться). И конечно, в нас поднимаются разные эмоции.

При разделении (по Г. Ньюфелду) мы испытываем три базовые эмоции: тревогу, фрустрацию и стремление к близости. Нас может удивить сила нашей тревоги: у детей появляются всевозможные страхи, у себя мы замечаем компульсивное поведение… О фрустрации мы даже не думаем, но, конечно, она будет, потому что столько всего пошло не так: отменилась работа, может быть, любимая школа, встречи, поездки, и мы не можем ничего с этим поделать. А когда накапливается фрустрация, когда она не может найти выход, мы начинаем раздражаться и рычать на близких. И обострённое стремление к близости тоже неудивительно здесь. Всё это будет подниматься в нас, и это нормально.

Что касается учёбы, сейчас не время достижений, не время подталкивать ребёнка. Сейчас время отступить, сделать шаг назад, передохнуть, чтобы появилась возможность вновь отыскать свои ориентиры, точки опоры. Сейчас не время пытаться делать «как обычно». Так не получится. И вообще сейчас главное не учёба и даже не способствование ей, сейчас главное — создать условия.

Когда поднимаются вышеупомянутые эмоции, когда они переполняют нас, мы становимся невосприимчивы к обучению, мы не в творческом состоянии. Какое уж тут творчество!.. По крайней мере, если говорить о творчестве из становления. Всё творчество, которое мы сейчас наблюдаем, — в первую очередь, ради выброса эмоций.

Итак, какие условия сейчас нужны детям, чтобы сама природа могла позаботиться о том, чтобы обучение состоялось?

Отношения в семье

Во-первых, это о создании надёжного тыла, домашней базы. Детям нужно положиться на нас. А нам может мешать наша тревога, которая не даёт сохранять невозмутимость. Но детям важно слышать от нас такой посыл: всё под контролем, всё будет в порядке, мы справимся, мы это переживём.

В вебинаре Тамара приводит яркий пример: представьте, что вы летите на самолёте, попадаете в турбулентность, и пилот говорит: «Что-то нас необычно потряхивает!» Конечно, наша тревога тут же подскочит до небес. И совсем другое дело, если он скажет, что это просто небольшая турбулентность, и не такое проходили.

Кстати, сюда же относится тот фон, который окружает детей. Если у нас, например, постоянно будет включен телевизор, или мы будем непрерывно обсуждать новости, то будет очень сложно сохранять спокойствие.

Во-вторых, мы можем подумать, как нам в течение дня организовать моменты контакта с детьми. Это может быть чтение книжек вслух (даже большим детям!), настольные игры, пазлы, чаепития. Кстати, книги, настольные игры — это ещё и способ опосредованно научиться чему-то.

В-третьих, как нам поддерживать контакт с другими привязанностями: с родственниками, с учителями и т.д. Можно устраивать семейные встречи в «Зуме», вместе готовить — все на своих кухнях, например. Тамара рассказывает, как на днях они устраивали такую совместную выпечку — все женщины расширенной семьи, по «Зуму», и как это было здорово. Причём всё это нужно организовывать целенаправленно! Потому что так просто нам это и в голову не придёт, у нас нет такой привычки.

Рутины и распорядок

Это важно и детям, и нам. Казалось бы, наконец-то можно жить без всякого распорядка, поздно вставать и т.д. Но лучше всё-таки придумать какие-то моменты, которые будут упорядочивать наш день. Почему? Потому что это снижает тревогу. Потому что ритм даёт ощущение, что всё нормально. Всё становится предсказуемо.

Например, с утра мы можем устроить чаепитие, поболтать о всяком. После обеда поиграть в настольные игры. Можно встроить в свой день прогулки на природе, если возможно, зарядку. Вместе посмотреть какую-нибудь передачу или сериал, что, кстати, может натолкнуть на самые неожиданные темы для разговоров. Мы можем выстроить день так, что рабочие моменты (учёба и т.д.) окажутся между моментами контакта и эмоциональной разрядки (об этом чуть ниже).

Чтобы описанное выше работало, нужно вводить это в распорядок. Можно обсуждать с детьми, что мы будем сегодня делать. Необязательно, чтобы распорядок был каждый день одинаковый, он вполне может меняться. Может быть, сегодня мы будем весь день напролёт смотреть мультики или кино. И хорошо! Если так решили, значит, сейчас нам так надо. Значит, сейчас нам нужно такое вот отвлечение. И не надо себя ругать за это, а то не удастся как следует отвлечься!

Эмоциональная разрядка

Во-первых, нам всем нужно сбрасывать накопившиеся эмоции. Те самые, про которые мы говорили выше: тревогу, фрустрацию, разочарования… Может быть, у нас даже нет возможности побыть с близкими и вместе погрустить. Выходит так, что эмоциям нет места. Появляется странное поведение, мы срываемся на детей, но на самом деле дело не в детях. Накопившимся эмоциям необходим выход, мы не можем просто куда-то убрать их. Вот почему нужно способствовать этому выходу, иначе не будет ни учёбы, ни развития.

Что тут можно придумать и что из этого мы сможем устроить дома?

  • Побегать, покататься на велосипеде, или, может быть, ребёнок любит побоксировать?
  • Складывать пазлы, хоть здесь нам удастся найти ответ, подобрав нужный кусочек!
  • Готовка, выпечка — всё это тоже может быть очень эмоциональным процессом; потанцевать, поорать песни (о, как тут выходят эмоции! Добавлю от себя: потом можно ещё и порисовать то, что натанцевалось и напелось).
  • Музыка: петь хором, играть вместе, устроить джем-сешн на домашней перкуссии, типа банок с крупой и коробок с макаронами;- если у вас дома накопился мусор для сдачи в переработку (у меня — да!), то можно рвать макулатуру, мять жестяные банки и т.д.
  • Читать книги, смотреть кино, передачи (это нам вместо театра, как было у древних греков) — вот и способ отвлечься, и выход для эмоций.
обучение, эмоции

И всё это можно и нужно делать до того, как мы приступим к учёбе! До того, как ребёнку понадобится на чём-то сконцентрироваться.

Во-вторых, нужно найти место для грусти и разочарования. Нам есть о чём грустить. Кто-то из нас не может работать, учиться. У кого-то болеет кто-то из близких. Тамара рассказывает, как они справляли день рождения племянника по «Зуму», и как было грустно, что не обняться, не прикоснуться друг к другу, в конце концов, даже не спеть стройным хором Happy birthday…

Совершенно нормально грустить обо всём этом! И если мы дадим волю грусти, по ту сторону нас ждёт радость, психологическая устойчивость, находчивость. Нам необходимо дать грусти место, но мы так часто не можем взглянуть на неё напрямую! Тогда стоит делать это, отойдя на шаг в сторону, то есть через книги, истории, музыку, драму — тогда будет не так уязвимо.

В-третьих, нам всем нужна истинная игра: это могут быть догонялки с коронавирусом, чёрный юмор — так мы сможем дать простор самым мрачным мыслям и чувствам.

Что же сейчас делать с учёбой?

  • По возможности отбросить расписание и заняться тем, что интересно ребёнку.
  • Не давить на ребёнка. Тамара рассказывает, что её дочка, пока была маленькая, очень противилась любым намёкам на учёбу и вообще любому принуждению. Ни в коем случае нельзя было сказать ей, что «вот, я купила тебе книжку, почитай»! Единственное, что работало, — это оставить книжку на столе. То же самое у них было и с музыкальными инструментами, они купили дочке скрипку, но понимали, что напрямую учиться она не станет, поэтому придумали, как ненавязчиво показать ей, где какие ноты (они наклеили наклейки), и дальше дело пошло.
  • Ошибки — часть процесса. Нам нужно сделать так, чтобы ребёнок не боялся ошибаться. Прежде чем гуглить какие-то вопросы, обсуждаем, исследуем, какой бы мог быть ответ. Спрашиваем ребёнка: догадайся, как пишется это слово. Тамара рассказывает, что благодаря такому подходу обе её дочки выросли грамотными, хотя почти не изучали грамматику.

Обучая детей дома, нам важно понимать суть процесса обучения, которая состоит в том, что главное — не результаты, не достижения, а создание условий и возможностей для исследования.

Надежда Шестакова

Вебинар Тамары Ньюфелд-Страйджек

Фото: photogenica.ru

Дорогие читатели, мы хотим поделиться с вами подборкой полезных статей об обучении детей.

Похожие сообщения

Сайт «Заботливая Альфа» существует с 2013 года с целью поддержки родителей и специалистов, которые растят и обучают детей в русле теории развития на основе привязанности.
Наш сайт представляет собой библиотеку, в которой собрано большое количество научных исследований, интервью, теоретических статей и историй из личного опыта родителей, педагогов, психологов.
© 2013-2022 Alpha-parenting.ru Все права защищены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. При перепечатке материалов гиперссылка на сайт обязательна.