В последний день уходящего года вся команда сайта «Заботливая Альфа» поздравляет вас, дорогие наши читатели, с Новым годом! Пусть в ваших семьях будет тепло и уютно. Предлагаем к прочтению последнюю статью в этом году и присоединяемся к пожеланиям автора Тамары Страйджек.
Мы постоянно живём под давлением — внешним или внутренним, — требующим делать всё «правильно». Наступление нового года иногда тоже так ощущается. Мы даём себе обещание лучше питаться, правильно жить, чаще заниматься спортом. Мы создаём самим себе ограничения и концентрируемся на результатах. Наше общество в этом преуспело. Такая установка на продуктивность закладывается ещё в раннем детстве.
Я была из тех детей, которых нечто изнутри заставляет всё делать правильно. Мои творческие годы очень быстро подошли к концу. Проведя год в школе, уже к 6 годам я поняла, что есть «правильный» (и, соответственно, «неправильный») способ что-то делать, и я не собиралась больше доверяться случаю. Мне ни за что не хотелось совершить ошибку или рискнуть, делая что-либо не так. Так что я перестала рисковать. Точка. Я действовала наверняка. Я оставалась в обозначенных границах. Во всех областях своей жизни, но особенно в том, что касалось рисования и музыки.
Перемотаем вперёд примерно на 30 лет, когда я натолкнулась на книгу Питера Рейнолдса «Будто бы». Я узнала себя в том мальчике, который любил рисовать свой мир, но из-за оценок и критики в конце концов прекратил это делать.
Тем временем его сестра подбирала все выброшенные им рисунки, создавая в своей комнате галерею помятых картин. Через её взгляд он смог по-иному увидеть свои рисунки. Его ваза могла не быть совершенно идеальной и могла не соответствовать образу в его голове, но она была «будто бы ваза». Лодка была «будто бы лодкой», а стихи – «будто бы стихами». Неожиданно его мир снова раскрылся. И мой тоже!

Внезапно я почувствовала, какой на вкус может быть свобода. Если смотреть на вещи с помощью «будто бы», то открывается дверь, … портал в новую жизнь в моём мире. В этом мире речь не шла о правильности или неправильности, а о выражении красоты, душевной боли и всего, что лежит между ними. Мир, где можно рисковать. Мир, где процесс ценится больше, чем результат.
Постепенно и поначалу с большой осторожностью я начала искать способы, как раскрашивать, выходя за границы – буквально и в переносном смысле. Вдохновившись книгой «Точка» (тоже Питера Рейнолдса), я создала наклейки в виде точек, чтобы украсить стены. Я начала делать коллажи своих переживаний, чтобы выглянуть из зоны комфорта и дотронуться до своего внутреннего мира. Я ощутила вкус той свободы, которой никогда раньше не чувствовала.
Для своих детей я хотела такой же свободы. Мне хотелось создать для них пространство для изучения своего мира, чтобы их не тянули назад ожидания или оценочное восприятие. Я помню, в каком восторге я была от похода моей младшей дочери в подготовительную группу: это была возможность исследовать новое с помощью экспрессии и веселья, экспериментировать, двигаться, петь и танцевать.
А затем однажды я вызвалась помочь учителю во время занятий у них в классе. Эта небольшая сельская школа решила присоединиться к движению по раннему началу обучения и пригласила учителей из среднего звена, чтобы пораньше сфокусироваться на учебных занятиях и выйти вперёд. Эти цели очень сильно напоминали мне о достижениях и результатах. Одним утром, когда все нетерпеливые пятилетние ученики сели вокруг своих столиков (получив чёткие инструкции не двигать ногами под столом), им предстояло раскрашивать листы с предметами на букву А. Им было сказано разрисовать яблоко (Apple) красным цветом.
Я просто не могла этого вынести! Я мгновенно перенеслась в своё детство, вспомнив, как ограничивало меня это давление делать всё так и только так. Я знала, в какие рамки это меня загнало, и я снова ощутила это напряжение и оценивание.
Взволнованная этими воспоминаниями, каждой своей частичкой я рвалась наклониться к мальчику по соседству и прошептать ему на ухо: «Ты можешь раскрасить это яблоко фиолетовым цветом, если хочешь».
Если мы так сильно фокусируемся на достижениях и результатах, то можем утратить само сердце обучения (и жизни!). А в нём должно быть место удивлению и открытиям. Место для исследования мира и нахождения нового взгляда на вещи. К этому невозможно прийти через страх, оценки и давление. Не важно, 5 нам лет или 65, нам нужно чувствовать себя в безопасности, чтобы рисковать и совершать ошибки. Нужна свобода, чтобы жизнь была полной «будто бы». По моему опыту, именно это приводит к эмоциональному здоровью и благополучию; именно это помогает нам достичь своего личностного потенциала.
Что было бы, если бы мы могли размыть те линии, за которые мы так стараемся не выходить? Что было бы, если бы мы меньше фокусировались на достижениях и меньше стремились к результатам, а создавали больше пространства для исследований и открытий? Ирония состоит в том, что мы гораздо «продуктивнее» в режиме игры или исследования, когда речь совсем не идёт о «продуктах».
Когда я задумываюсь о наступающем новом годе, мне хочется найти больше способов жить среди множества «будто бы» — нарисовать какое-то «будто бы дерево», написать какие-то «будто бы стихи» (а может даже и «будто бы книгу»), спеть что-то «будто бы гармонично».
А также помочь детям вокруг меня почувствовать достаточную безопасность и свободу, чтобы сделать то же самое. Это совсем другое обещание себе, о котором стоит задуматься…
Тамара Страйджек
Перевод Ирины Маценко
Редактура Надежды Шестаковой
Источник
Фото: photogenica.ru
Дорогие читатели, вот еще несколько статей о том прекрасном состоянии, в которое нас погружает игра.