Что делает человека способным переживать стресс и восстанавливаться после больших потрясений? Что лежит в основе психологической устойчивости и каковы ее плоды? Наталья Лысак рассказывает о жизни Роберто Канессы, известного врача современности, через призму теории развития.
В октябре 2016 года я впервые слушала курс «Психологическая устойчивость», когда Гордон Ньюфелд читал его в Москве. На тот момент прошло только полгода с тех пор, как не стало мамы, и я все еще оплакивала свою потерю. То, что я услышала на этом курсе, и то, какое влияние это оказало на меня, стало именно тем, что мне было крайне необходимо в то время. И сыграло большую роль в процессе восстановления.
С тех пор я слушала этот курс еще несколько раз. И теперь, когда я читаю книги или смотрю фильмы, то не могу не «пропускать» героев сквозь призму того, а есть ли у них психологическая устойчивость? Если нет, то почему? А если да – то как они к ней пришли?
Пару лет назад я купила книгу Пирс Пол Рид «Живые» о том, что случилось в Андах 13 октября 1972 года: самолет с 40 пассажирами и 5 членами экипажа на борту, летевший из Уругвая в Чили, потерпел крушение в горах на высоте 3600 метров. Выжило после катастрофы 28 человек, восемь из которых погибли позже при сходе лавины и еще четверо от ран.
Выжившие провели в горах 72 дня.
Оставшиеся в живых были спасены благодаря тому, что спустя 60 дней двое из них отважились идти в долину за помощью. Это были Нандо Паррадо и Роберта Канесса, за 10 дней преодолевшие 50 миль. Им посчастливилось встретить чилийского пастуха, который привел помощь. Остальные 14 выживших были спасены.
Книга «Живые» была написана в 1974 году и вызвала очень много споров и слухов. Особенно болезненно переживали их главные герои истории – Нандо и Роберто.
Нандо Паррадо написал свою книгу «Чудо в Андах» только спустя 32 года. А еще через 10 лет вышла книга «Мне пришлось выжить: как авиакатастрофа в Андах помогла мне спасать жизни» Роберто Канессы, написанная им в соавторстве в Пабло Бьерчи (Pablo Vierci), который написал в послесловии:
«Когда я брал интервью у Роберто для этой книги, он пришел ко мне с идеей: ему нужна была моя помощь, чтобы увидеть более широкую картину того, как испытания в горах повлияли на его жизнь. Я согласился заняться проектом. Для меня это был огромный вызов. Мое уважение к нему переросло в глубокое восхищение за эти годы не только из-за того, что произошло в 1972 году, но и из-за того, что ему удавалось делать со своей жизнью с тех пор».
На момент крушения самолета Роберто было 19 лет, он был студентом второго курса медицинского университета, играл в регби, и у него была девушка Лаури.
Роберто Канесса оказался в числе 16 человек, которым удалось вернуться домой. В своей книге он описывает не только то, что происходило в горах в эти 72 дня, но и то, что было потом. И вот как раз это «потом» и интересно с точки зрения восстановления человека.
И когда все спасенные лежали в больнице, и уже после выписки им прочили плачевное будущее: они всю жизнь не смогут спать, будут видеть кошмары, страдать от пережитого и никогда не вернутся к нормальной жизни.
Но этим людям повезло (насколько вообще слово «повезло» уместно в такой ситуации), что несмотря на утрату связи с внешним миром, они стали поддержкой и опорой друг для друга во время нахождения в горах.
«Когда мы врезались в гору, наша связь с обществом была разрушена. Но наши связи друг с другом с каждым днем крепли. Что мы сделали: мы приняли то, что случилось, и соткали новые узы из металла и стекла, силы и чувствительности, интеллекта и эмоций, чтобы защитить нас как группу, а не как отдельных людей. Как отдельные органы работают сообща, чтобы спасти тело в целом, так и мы выжили все вместе. Связи между нами были безусловными и такими же видимыми, как совместный сон в объятиях друг друга, чтобы согреться. Это была связь, которую никогда не разорвать. Связь между живыми и мертвыми. Мы называем это стойкостью (устойчивостью), но это было нечто большее, потому что мы предлагали друг другу самих себя».
«Мне пришлось выжить: как авиакатастрофа в Андах помогла мне спасать жизни», Роберто Канесса
Первым делом по возвращении домой Роберто стал посещать семьи погибших, чтобы рассказать, как все было на самом деле, и поддержать родных и близких.
Уже в феврале 1973 года он вернулся к учебе в университете, в апреле к тренировкам по регби. После выхода книги «Живые» он с Нандо Паррадо отправился в мировое турне с автором. И в один из дней позвонил из гостиницы своей девушке Лаури и рассказал ей о своей душевной боли, о том, что вся эта слава и внимание – совсем не то, что ему нужно. А потом сделал ей предложение.
После свадьбы Роберто с Лаури переехали жить к ее дедушке. Роберто закончил университет и начал работать кардиохирургом.
Но чуть позже пережитое все же дало о себе знать, Роберто увлекся мотогонками – как он сам пишет в книге, ему был нужен адреналин, как будто заигрывание с судьбой: «Раз я выжил там, то уж точно не убьюсь, гоняя на мотоцикле».
И так продолжалось до тех пор, пока Лаури не сообщила ему о беременности. После этого Роберто сразу же продал мотоцикл и купил семейный седан.
А потом произошло еще одно судьбоносное событие. Среди пассажиров, летевших с Роберто тем рейсом, была семейная пара. Жена погибла, муж вернулся один к 4 детям. В один из дней 1978 года Роберто узнал, что у одного из этих детей обнаружена волчанка. Он и 15 других выживших, а также все те, кто поддерживал их клуб регби, собрали деньги, чтобы отправить этого ребенка в лучшее место, где ему могли помочь, – в клинику Стэнфордского университета.
Пока мальчик проходил лечение в госпитале, Роберто начал посещать университетскую лабораторию, где познакомился и подружился с Норманов Шамвэем, пионером в области трансплантации сердца, который, в свою очередь, представил Роберто доктору Ричарду Поппу, одному из лучших мировых профессионалов в области эхокардиограммы. Роберто попросился к нему в студенты.
По возвращении в Уругвай он начал оперировать уже сам.
Сегодня Роберто Канесса – счастливый муж той самой Лаури, мысли о которой помогали ему продержаться долгих 72 дня (как и мысли о матери), отец двоих детей.
Что касается профессиональной карьеры, то Роберто стал выдающимся детским кардиохирургом, который оперирует также внутриутробно. Имя доктора Канессы для многих родителей навсегда отпечаталось в памяти: он сделал множество операций на сердце и спас детей, которые раньше считались безнадежными.
«Биение сердца означает жизнь. На горе я внимательно прислушивался к сердцам людей. Их биение ясно определяло: они были еще живы и что мы сделаем все, что в наших силах, чтобы сохранить их. Для меня сердце человека стало выражением самой его сущности».
Наталья Лысак
Дорогие читатели, в продолжении раскрытия темы психологической устойчивости, предлагаем вам к прочтению еще несколько статей.