Тревога в напряженной ситуации

от yelenakucika
тревога

Уже почти год мы живем в напряженной ситуации, связанной с ограничениями, угрозой здоровью, неизвестностью и неопределенностью. О том, какие эмоции возникают в нас и движут нами в ответ на нынешние обстоятельства, пишет Ксения Безрукая.

Тревога — это эмоция. Целью любой эмоции является побуждение к движению. Нас сначала несут ноги от льва, и только потом мы понимаем, что боимся. Ну, или не бежим, а цепенеем. Или, если считаем себя достаточно вооруженными, защищаемся. Классическое бей-беги-замри… дополненное концепцией «ищи близость». Ведь на привязанности основано выживание. В ситуации с инфекциями мы врага не видим, поэтому нам еще сложнее реагировать.

Если эмоция подавляется, то ее заряд остается в теле. Постоянная активация системы тревоги сама по себе может вести к аутоиммунным заболеваниям в разных вариациях (аллергии, атопик и более редкие).

Организм будет пытаться тревогу переработать. Но если ее слишком много, то психика не справляется, фильтрует и появляются обсессивно-компульсивные расстройства, кошмары ночью, теории заговоров. Или странное оживление, ажитация, неспособность успокоиться. Или, самая последняя стадия, поиск адреналина (при этом тревожность и ажитация даже не ощущаются).

В ситуации всеобщей напряженности НОРМАЛЬНО чувствовать тревогу. Если вы ее не чувствуете, а хочется хихикать, то скорее всего это защиты психики. Мозгу слишком уязвимо осознавать опасность, чувствовать тревогу, и он отключает чувства. Значит, у вас нежное сердце и ему нужна особенная защита. 

Тревога и страх это не «негативные» эмоции. Это просто эмоции, которым нужно дать место, признать их. Можно их нарисовать. Можно к ним присматриваться, исследовать, войти с ними в отношения. Чем больше пространства мы даем эмоциям, тем проще нам испытывать и другие эмоции параллельно.

Что делать с тревогой?

У тревоги три основных выхода — избежать тревожащую ситуацию, выплакать тщетность и найти свое мужество. Избежать: например, перестать читать новости, ограничить походы в магазины, использовать средства защиты. Полностью избежать, к сожалению, не получится по понятными причинам, поэтому идем дальше.

Выплакать: с друзьями, с родными, с психологом. Если сложно найти свои слезы, то можно посмотреть грустный фильм или почитать книгу.

Мужество: найти то, что поможет ситуацию пережить, строить планы на будущее, помогать другим, устроив медитации по скайпу или создав онлайн группу поддержки.

Выпустить эмоцию помогает и безопасное пространство игры. Игра — это не только песочница и куклы, хотя и их можно использовать, но и все, что приносит вам удовольствие и помещает в пространство «вне времени и забот». Это рисование, музыка и готовка, шитье и вышивка, разведение рассады, чтение и писательство.

Тревоге можно дать выход через слова — выписать свои чувства и страхи, попробовать прочитать их себе вслух, потому что сказанное слово обладает особенной силой. Поплакать. Сжечь написанное или порвать, чтобы никто не нашел.

Вспоминаем и про стремление к близости в случае чувства опасности. Идти по гостям не лучшая идея в карантин, но петь песни соседними балконами, устроив вечерний концерт — вполне. Студенты-медики, психологи и педагоги могут записаться в волонтеры. Общественные организации — создавать сайты, шить маски, готовить еду. Солидарность и поддержка друг друга очень важны, когда мир распадается на части. Привязанность важна.

Что говорить ребенку?

Дети очень хорошо ловят нашу тревогу, поэтому молчание накрученных взрослых на них влияет негативно. То, сколько информации детям давать, зависит от их возраста и чувствительности. Мы не хотим их напугать данными статистики. Есть темы, которые лучше не обсуждать при детях, особенно высокочувствительных и маленьких. Но хотим дать понять, что все в порядке, мы справимся, проблемы временные. Мы ориентируем детей в ситуации.

Если вы сидите днями в телефоне, читая новости, то ребенок не только ловит вашу тревогу, но и ощущает разделение со своим взрослым, где эмоции тревоги, фрустрации и стремления к близости идут комплексом. Возможно, это еще один повод перестать одержимо читать сводки новостей.

С детьми можно и нужно играть. Рисовать, лепить, играть с песком, делать слаймы, печь. Сенсорные игры очень хороши. Ритмичные движения, например качели. Сосание, жевание, кусание.

Важно помнить, что карантин и эпидемия закончатся, а вот как он нас изменит и куда подтолкнет, зависит от нас.

Ксения Безрукая

Статья написана по лекциям курсов Института Ньюфелда «Эмоции» и «Тревожность» и в ключе модели Гордона Ньюфелда — парадигмы развития на основе привязанности.

Источник: https://www.facebook.com/aksana.biazrukaja/posts/2808640245894764

Фото: photogenica.ru

Дорогие читатели, предлагаем вам еще несколько статей, которые раскроют еще больше суть тревоги и тревожности.

Похожие сообщения

Сайт «Заботливая Альфа» существует с 2013 года с целью поддержки родителей и специалистов, которые растят и обучают детей в русле теории развития на основе привязанности.
Наш сайт представляет собой библиотеку, в которой собрано большое количество научных исследований, интервью, теоретических статей и историй из личного опыта родителей, педагогов, психологов.
© 2013-2022 Alpha-parenting.ru Все права защищены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. При перепечатке материалов гиперссылка на сайт обязательна.