Искусство перекрывания: как сохранить отношения, даже когда мы призываем детей к порядку

от estel-the-fair
Искусство перекрывания

Как сохранить отношения с детьми, когда мы призываем их к порядку? Что сделать для того, чтобы дисциплина не разделяла ребенка и взрослого? О ритуале перекрывания статья
Ханны Бич, заслуженного учителя Канады и автора книг. 

В своей последней статье про завладевание я писала о том, что сознательное использование приглашения к отношениям крайне важно для создания эмоционально безопасного пространства в обучающих группах. Именно отношения помогают ребенку чувствовать себя в безопасности рядом с нами. Благодаря отношениям сердца детей могут смягчиться так, что они захотят следовать за нами и смогут по-настоящему почувствовать свою ценность как уникальной и неповторимой личности.

Однако, иногда, когда мы призываем ребенка к порядку, он может беспокоиться, что мы больше не любим его. Дети могут начать сомневаться, не думаем ли мы теперь, что они «плохие», и решить отстраниться от нас, а это приведет к разрушению наших отношений.

Когда отношения рушатся, желание ребенка следовать за нами ослабевает. Он может сдаться, чувствовать себя растерянно и неловко, и ему нужно будет почувствовать от нас теплое приглашение вернуться в отношения.

Поэтому всякий раз, когда нам нужно призвать ученика к порядку, мы должны также позаботиться о том, чтобы он чувствовал себя в безопасности в отношениях с нами. Мы должны позаботиться о том, чтобы построить «мост» над самой дисциплиной, что позволит детям найти свой путь к их отношениям с нами.

Психолог развития доктор Гордон Ньюфелд использует термин «перекрывание», говоря о том, как мы можем сохранить отношения с детьми, за которых мы в ответе. Он подробно разбирает это понятие в своей книге «Не упускайте своих детей».

Как может выглядеть перекрывание?

Представьте, что ребенок привязан к нам, и перед нами стоит задача исправить его проблемное поведение. Когда мы намеренно восстанавливаем связь между ребенком и нами, это и называется перекрыванием, перекидыванием моста. Эти мостики важны для поддержания живых отношений и сохранения ощущения связи с нами у детей с «проблемным» поведением. Без таких мостиков они останутся потерянными, отделенными от нас.

Мы должны показать ученикам, что наши отношения важнее, чем то, что нам пришлось отказать им или запретить что-то делать, либо дисциплинировать их каким-то другим способом. Они должны знать, что мы все еще любим их и считаем хорошими.

Даже не обязательно говорить это вслух. Достаточно подмигнуть, показать палец вверх или улыбнуться в течение урока, чтобы ученик знал, что наши отношения все еще в порядке. Мы по-прежнему любим его и не считаем «плохим» ребенком. У нас все хорошо.

Особенно это важно для учеников с проблемами поведения, особенно если их проступки потребовали более строгих дисциплинарных мер, таких как отстранение от занятий. Если ученик был отстранен, возвращение может стать для него настоящим испытанием. Его сердце на расстоянии могло ожесточиться еще больше.

Обычно учителя не предлагают таким «трудным» детям мостик, который помог бы восстановить отношения. На деле эти дети по возвращении часто сталкиваются с таким приветствием, которое заставляет их чувствовать себя нежеланными: «Ну, я надеюсь, ты чему-то научился. Лучше тебе больше так не поступать. Я буду следить за тобой.»

Но такой подход, скорее всего, только усугубит нежелательное поведение. Чтобы иметь хоть какую-то надежду на то, что ученик не будет просто повторять одни и те же проступки, нам нужно дать ему понять, что мы рады его возвращению, что нам хочется его видеть. Мы должны дать ему  пространство, чтобы он мог проявиться иначе.

Некоторые школы уже предпринимают шаги для этого, причем директор лично обращается к детям, создавая мостик, потому что именно директор обычно и отстраняет учеников от занятий. Он может сказать что-то вроде: «Тебе, наверно, было тяжело не ходить в школу. Возможно, ты даже злишься сейчас. И тебе может быть неловко теперь возвращаться. Ты совершил нечто неприемлемое, но это уже в прошлом. Я вижу также, как много хорошего есть в тебе, и хочу, чтобы ты знал, что я очень рад твоему возвращению.» Этот мостик создает гораздо больше возможностей для исправления, чем то, что часто говорят этим самым трудным ученикам по их возвращении.

Некоторые директора школ даже навещают отстраненных учеников по домам, пока тем запрещено появляться в школе, и приносят им домашнее задание и гостинцы. Такие визиты позволяют сохранять прочные отношения и показывают ученикам, что директор действительно заботится о них, давая больше пространства, чтобы сердце ребенка смягчилось, а в перспективе изменилось и поведение.

Речь не идет о вознаграждении ученика за плохое поведение. Мы говорим об осознании того, что, перекидывая мостики в отношениях, мы можем создать больше возможностей для реальных изменений, что в результате поможет ученику исправиться (а также позволит сделать школу более безопасной).

Не оставляйте ребенка в подвешенном состоянии, а поддерживайте связь

Я была чувствительным ребенком, которому нужны были эти мостики к учителям, чтобы чувствовать себя в безопасности. Если учителя повышали голос или казались недовольными мной, мне нужно было подтверждение, что я все еще хороша для них. Что наши отношения в порядке. Поэтому, когда я впервые узнала о ритуале перекрывания, столь необходимом для сохранения привязанности, я поняла, что могу применять его, чтобы помочь своим ученикам чувствовать себя безопасно со мной даже в сложные для нас моменты.

Я положила на свой стол пресс-папье с изображением моста, как напоминание себе не оставлять детей «подвисшими» — ведь это моя задача, как заботливого взрослого, убедиться, что они чувствуют себя принятыми после пережитого разделения. Отношения важнее всего, и, предлагая детям теплые мосты обратно к нам, мы помогаем сохранить нашу связь живой.

Ханна Бич, заслуженный учитель Канады, автор книг

Перевод Виктории Кузнецовой

Редактура Татьяны Безбородовой

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cbea9fb55863600b3c2bdab/iskusstvo-perekryvaniia-kak-sohranit-otnosheniia-daje-kogda-my-prizyvaem-detei-k-poriadku-5fe9833d9c06f6134fe4b6e1

Оригинал статьи: https://www.cebm.ca/post/the-art-of-bridging-how-it-can-keep-relationship-alive-even-while-disciplining

Фото: photogenica.ru

Дорогие читатели, мы хотим предложить вам еще несколько статей на тему перекрывания.

Похожие сообщения

Сайт «Заботливая Альфа» существует с 2013 года с целью поддержки родителей и специалистов, которые растят и обучают детей в русле теории развития на основе привязанности.
Наш сайт представляет собой библиотеку, в которой собрано большое количество научных исследований, интервью, теоретических статей и историй из личного опыта родителей, педагогов, психологов.
© 2013-2022 Alpha-parenting.ru Все права защищены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. При перепечатке материалов гиперссылка на сайт обязательна.