Как цифровые устройства влияют на развитие мозга дошкольников

Photogenica-PHX79597454-1.jpg

Результаты МРТ у дошкольников показали зависимость между временем, проводимым у экранов, и более низким уровнем развития мозга. Предлагаем ознакомиться с результатами исследования
доктора Джона Хаттона, педиатра и клинического исследователя Детской больницы Цинциннати.

За последнее десятилетие время, проводимое младенцами, тоддлерами и дошкольниками перед цифровыми устройствами, увеличилось в разы, что заставляет экспертов задуматься о том, какое влияние оказывают телевизоры, планшеты и смартфоны в столь важный период быстрого развития мозга.

В ходе недавнего исследования были проанализированы результаты сканирования мозга детей от 3 до 5 лет, которые показали, что использование цифровых устройств детьми без участия родителей больше одного часа в день приводит к более низким уровням развития белого вещества мозга – области, являющейся ключевой для развития языка, грамотности и когнитивных навыков.


Более длительное время перед экраном ассоциировалось с менее развитыми пучками белого вещества  по всему мозгу (на изображении показано синим цветом).

«Это первое исследование, в котором зафиксирована связь между продолжительным временем у экрана и более низкими показателями структуры головного мозга и навыков у дошкольников», – говорит ведущий автор исследования доктор Джон Хаттон, педиатр и клинический исследователь Детской больницы Цинциннати. Исследование было опубликовано в журнале «Педиатрия JAMA».

Понимать сексуальность

«Это действительно важно, поскольку в первые пять лет жизни мозг развивается стремительными темпами, – говорит Хаттон. – Именно в этот период мозг очень пластичен и впитывает абсолютно все, формируя прочные связи, которые сохраняются в течение всей жизни».

Экраны сопровождают детей повсюду

Исследования показали, что злоупотребление просмотром телевизора связано с неспособностью детей фокусировать внимание и ясно мыслить, одновременно усугубляя существующие проблемы с питанием и поведением. Кроме того, была подтверждена зависимость между избыточным временем у мониторов и задержкой речи, нарушением сна, функций регуляции и ухудшением связи детей с родителями.

«Известно, что дети, проводящие много времени у экранов, как правило, растут в семьях с культурой чрезмерного использования цифровых устройств, – говорит Хаттон. У детей, которые проводят перед экраном по 5 часов в день, могут быть родители, сидящие перед экраном по 10 часов. Если суммировать это время, то становится очевидно: в таких семьях почти нет места взаимодействию друг с другом».

«Кроме того, современные цифровые устройства портативны и могут сопровождать детей повсюду, – говорит Хаттон. – Дети могут укладываться с планшетом в постель, принимать пищу перед экраном, использовать гаджеты по дороге в машине и брать их на игровую площадку».

По мнению экспертов, еще большее беспокойство вызывает всё более юный возраст, в котором дети подвергаются воздействию экранов.

Игра и привязанность

«К своему первому дню рождения около 90% детей являются пользователями цифровых устройств», – утверждает Хаттон, опубликовавший ряд исследований на основе МРТ-диагностики, где сравнивается, как чтение и гаджеты влияют на мозг ребенка. «Мы провели несколько исследований при участии младенцев, проводивших некоторое время перед экраном уже в 2-3 месяца».

Дезорганизованное белое вещество

В новом исследовании использовался специальный тип МРТ, называемый диффузионно-тензорной томографией. В нем приняли участие 47 здоровых детей (27 девочек и 20 мальчиков), которые еще не начали ходить в детский сад.

Метод диффузионно-тензорной томографии позволяет хорошо рассмотреть белое вещество головного мозга, которое отвечает за организацию связи между различными частями серого вещества мозга.

Серое вещество содержит большинство клеток мозга, которые отдают команды телу. Белое вещество состоит из распределенных в пучки волокон, образующих связи между клетками мозга и остальной нервной системой.

Альфа-дети

«Представьте, что белое вещество – это кабели, телефонные линии, которые соединяют различные части мозга, чтобы они могли сообщаться друг с другом», – говорит Хаттон.

Отсутствие развития этих «кабелей» может замедлить скорость обработки сигналов; с другой стороны, исследования показывают, что чтение, жонглирование или обучение и игра на музыкальном инструменте улучшают организацию и структуру белого вещества мозга.

Перед МРТ дети проходили когнитивное тестирование, а их родители заполняли систему оценки экранного времени, разработанную Американской академией педиатрии.

Тест измеряет следующие параметры: доступ ребенка к цифровым устройствам (во время еды, в машине, в очереди в магазин), частота воздействия (возраст начала использования, количество часов в день, использование перед засыпанием), контент (выбирает ли ребенок сам, смотрит драки или песенки либо обучающие программы) и диалог во время взаимодействия (смотрит в одиночку или родители вовлечены и обсуждают контент с ребенком).

Результаты показали, что у детей, проводящих перед экраном более 1 часа в день (норма, рекомендуемая Американской Ассоциацией педиатрии) без взаимодействия с родителями, более дезорганизованное и слаборазвитое белое вещество по всему мозгу.

«Среднее время просмотра у этих детей составляло чуть более двух часов в день, – говорит Хаттон. – Разброс был в пределах от часа до пяти часов ежедневно».

Кроме того, участки белого вещества, отвечающие за функции регуляции, также были дезорганизованы и недоразвиты (эти части мозга показаны на изображении синим цветом).


На данной визуализации показаны три основных нервных пучка, связанных с языковым развитием и навыками грамотности: дугообразный пучок, затененный белым цветом, который соединяет области мозга, связанные с языковым восприятием и выражением; пучки, окрашенные коричневым цветом, поддерживают быстрое называние объектов, а бежевым зрительные образы; синий цвет иллюстрирует более низкие показатели развития белого вещества у детей, проводящих избыточное время у экрана.

«Эти нервные пучки связаны с освоением языка и грамотностью,
– рассказывает Хаттон, – и именно они были недоразвиты у детей, проводящих много времени перед экраном. Таким образом, результаты визуализации практически полностью совпали с результатами поведенческого когнитивного тестирования».

«Нейроны, работающие вместе, связываются между собой».

«Результаты исследования представляют огромный интерес, но все же они предварительны», – дала свою оценку д.м.н. педиатр Дженни Радески. Радески не принимала участия в исследовании, но является главным автором руководства по использованию экранов детьми и подростками Американской академии педиатрии от 2016 года.

«Мы знаем, что ранний опыт определяет рост и развитие мозга, и мультимедиа становится одним из таких опытов. Но родителям важно понимать следующее: данные результаты не говорят о том, что чрезмерное использование экранов и мониторов приводит к «повреждению мозга», – утверждает Радески.

Хаттон согласен: «Дело не в том, что просмотр экранов наносит вред белому веществу, а в том, что это слишком пассивный вид деятельности для развития мозга. Возможно, экранное время попросту заменило собой другой опыт, который мог бы помочь детям развить и укрепить нейронные сети мозга».

Первые годы жизни должны быть заполнены взаимодействием с заботливыми взрослыми, ведь именно в рамках таких отношений развивается речь, формируются навыки социального взаимодействия и укрепляется способность играть. Это, в свою очередь, развивает мышление, умение решать проблемы и другие важные навыки.

«В науке о мозге есть замечательное выражение: «Нейроны, работающие вместе, связываются между собой», – говорит Хаттон. – Это означает, что чем больше вы практикуете что-либо, тем больше это укрепляет и организует связи в вашем мозге».

Когнитивное тестирование выявило более слабые навыки

Помимо МРТ, в исследуемой группе детей было проведено когнитивное тестирование, результаты которого показали, что чрезмерное время перед экранами в значительной степени связано с более слабыми навыками овладения грамотой и умением использовать выразительную речь, а также с более низкой способностью быстро назвать предметы.

«Все относительно, необходимо провести более глубокие клинические исследования, чтобы разобраться в подробностях, – добавляет Хаттон. – Тем не менее, возможно, что со временем эти эффекты могут суммироваться. Мы знаем, что существующее отставание в развитии у детей имеет тенденцию усугубляться по мере взросления».

«Возможно, детям с изначально менее развитой внутренней структурой мозга будет сложнее вовлечься и стать заядлыми читателями позже в школе», – говорит Хаттон, который также руководит Центром по изучению чтения и грамотности в Цинциннати.

Радески заявила, что желательно, чтобы результаты были воспроизведены и в других группах населения. «Научные сотрудники и педиатры должны взять его за отправную точку для будущих исследований, – написала она. – Существует множество других факторов дома и в семье, которые влияют на развитие мозга: стресс, психическое здоровье родителей, игровой опыт, количество речевого общения, – и ни один из них не был учтен в исследовании».

Что могут сделать родители

«Осознание того, что каждое родительское решение влияет на развитие мозга ребенка, может оказаться тяжелым и неприятным, однако не стоит от него отмахиваться, – говорит Радески. – Существуют совместные виды деятельности, которые благотворно влияют на развитие детей: чтение, пение, общий эмоциональный опыт, творчество. Или можно выкроить немного времени среди напряженных рабочих будней, чтобы просто прогуляться или подурачиться».

В Американской академии педиатрии разработали систему подсчета времени, проводимого ребенком у мониторов, а также для составления семейного плана по использованию гаджетов. 

Вот основные рекомендации Американской академии педиатрии:

Младенцы

Дети до полутора лет не должны подвергаться воздействию экранов, кроме общения по видеосвязи с друзьями и членами семьи. Младенцы должны взаимодействовать с заботливыми взрослыми и окружающей средой, а не сидеть перед экраном, который используется вместо няни.

Исследование показало, что работающий телевизор в одной комнате с младенцем или тоддлером отрицательно влияет на способность ребенка играть и взаимодействовать.

Дети от 1,5 до 3:

К двум годам малыш может учить слова, общаясь по видеосвязи, или при помощи некоторых интерактивных приложений. Исследования говорят, что главным фактором, который влияет на обучение посредством детских видео и интерактивных приложений, является совместный просмотр данного контента и повторение изученного с родителями.

Дети от 3 до 5:

В этом возрасте детям могут пойти на пользу качественные телепередачи, такие как «Улица Сезам». Хорошо продуманное шоу может улучшить познавательные способности ребенка, помочь в изучении новых слов и повлиять на его социальное развитие.

При этом Американская академия педиатрии предупреждает, что многие ныне представленные образовательные приложения разрабатываются без участия специалистов по развитию и могут принести больше вреда, чем пользы, особенно когда ими замещают игру с заботливыми взрослыми и другими детьми.

Так же, как и в возрасте помладше, польза от изучения любых учебных материалов у дошкольников гораздо выше при просмотре с заботливым взрослым и совместном обсуждении информации.

Сэнди ЛаМотт, Си-Эн-Эн

Перевод Анны Искусных

Редактура Надежды Шестаковой

Источнк

Фото: photogenica.ru

Дорогие читатели, нам хотелось бы поделиться с вами еще некоторыми статьями на тему цифрового мира.

подписка на дайджест

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *