И дети, и взрослые ведут себя агрессивно. Что можно сделать с агрессивными импульсами, чтобы не навредить окружающим и себе? Об этом заметка Юлии Колбаскиной.
Что делать, если махина-агрессия внутри тебя накалилась добела, разогналась до предела и мчится на всех порах, гонимая желанием получить разрядку, освобождение?
Что делать, если случилось так, что долго-долго скапливаемое напряжение вот-вот вырвется из тебя мощным потоком острых слов и разрушительных действий?
Можно ли как-то минимизировать ущерб, если уж остановить поток агрессии не представляется возможным? Есть ли у человека шанс остаться человеком и не напасть на собрата по виду или беззащитного?
Оказывается, госпожа эволюция не оставила нас в беде, но позаботилась о выживании нашего вида, изобретя, как говорит Конрад Лоренц, гениальное средство — переориентацию нападения.
И действительно, изменение траектории атаки убивает одним выстрелом сразу двух зайцев:
• заботится о душе, давая шанс не причинить вреда ближнему своему и, таким образом, остаться человеком,
• заботится о теле, позволяя избавиться от токсичной агрессии, безопасно разрядив внутреннее напряжение о замещающий объект.
Вот что пишет Конрад Лоренц:
«Это было в лагере для военнопленных. Так называемая полярная болезнь, или экспедиционное бешенство, поражает обычно небольшие группы людей, оказавшихся в соответствующих ситуациях и имеющих возможность общаться только друг с другом.
<….> Понимание физиологической закономерности этого явления, разумеется, крайне мучительного, хотя и предотвращает убийство друг друга, но никоим образом не облегчает мучений.
Выход, который в конце концов находит ПОНИМАЮЩИЙ, состоит в том, чтобы тихонько выскользнуть из барака (экспедиционной палатки, иглу) и разбить на куски что-нибудь не слишком дорогое, но разлетающееся с возможно более громким треском.
Это немного помогает, а на языке физиологического поведения называется переправленным или переориентированным действием — redirected activity по Тинбергену. Мы еще увидим, что этот выход очень часто используется в природе, чтобы предотвратить вредные последствия агрессии. А НЕПОНИМАЮЩИЙ может убить своего друга, что нередко и случается.»
Что же делать с агрессией?
• Когда вместо крика на ребенка мы выходим в ванную комнату и кричим в полотенце — это оно, переориентированное действие.
• Когда вместо удара по Другому мы ударяем по столу или косяку — это оно, переориентированное действие.
• Когда вместо злобных, унижающих достоинство человека оскорбительных слов из нашего рта изливается шутливая тарабарщина, не задевающая Другого, но позволяющая выплеснуть свое раздражение — это оно, переориентированное действие. В данном случае место человека занимает обезличенное ничто.
Я убеждена, что человечность день ото дня пульсирует живым в нас благодаря поддержке и питанию трех мощных источников:
• самообразования (верю, что понимание сути предмета может выступать важным тормозящим фактором в вопросах агрессии, ибо если ты «предупреждён — значит вооружён»: чем глубже мы знакомы с сутью вопроса, тем больше у нас шансов распознать возгорание на начальных этапах и встретить его подготовленными, а то и вовсе попытаться действовать превентивно, на опережение);
• самонаблюдения/самоисследования (заповедь Дельфийского оракула «Познай самого себя!» — один из заветов, которым я стараюсь руководствоваться, а еще это самый верный помощник на пути к обретению человеческого облика);
• глубоко личного намерения не причинять вреда себе подобному, укорененному в мягком, чувствующем, сочувствующем сердце.
Вокруг этих трех источников силы и хочу, внимательно всматриваясь в них, ходить на этой неделе.
Юлия Колбаскина
Источник: https://t.me/El_Pajaro_voice/67
Фото: photogenica.ru
Дорогие читатели, мы хотим поделиться еще несколькими статьями на тему перенаправления агрессии из нашей библиотеки.