Дети, подростки и гаджеты

от estel-the-fair
Дети, подростки и гаджеты

Как родителям действовать в отношении гаджетов? Позволить детям и подросткам пользоваться ими без ограничений? Запретить использовать? Предлагаем вам прочитать статью Дарлин Дени-Фриск о том, какую позицию в отношении гаджетов могли бы занять родители.

Последнее время моя старшая дочь всё время просит купить ей мобильный телефон. Ей кажется, что это «прикольно». И определённо в русле молодёжной моды и трендов. Дети пользуются гаджетами в повседневной жизни, чтобы поддерживать контакт друг с другом через соцсети, сообщения и звонки.

Разговоры о состоянии нынешней молодёжи часто сводятся к беспокойствам по поводу цифровых технологий. И родители, и специалисты озабочены этой, в лучшем случае, поглощённостью, а в худшем – полноценной зависимостью. Страдает семейная жизнь, влияние родителей отходит на второй план, оценки становятся всё хуже – разные сферы жизни оказываются на обочине, пока дети внимательно следят, кто с кем что сделал, и всё это в режиме реального времени. События разворачиваются поминутно – это удобно и очень доступно благодаря современным технологиям. Выходит, именно они и виноваты во всех проблемах!

Но, с другой стороны, я вспоминаю о более примитивной технологии, которая была доступна в пору моей юности… об обычном проводном телефоне. Помню, как взрослые переживали, что дети слишком долго болтают с друзьями и висят на проводе днями и ночами, если их оставить без присмотра. Лейтмотив тех разговоров был очень похож на то, о чём мы говорим сегодня – разница в деталях, но основная тема всё та же.

Единственное, обстоятельства были совершенно другими: телефоны были подключены к розетке в стене, и, по крайней мере, было известно, где находится ребёнок! Но помимо этого очевидного преимущества, я помню, что у нас дома были чёткие, ясные порядки и правила относительно использования телефона, чтобы нас не «заносило» и не увлекало слишком сильно. Существовала самая настоящая «культура» вокруг всего этого дела, чтобы именно телефон вписывался в остальную жизнь, а не наоборот!

Если завтра надо было в школу, то друзьям не разрешалось звонить позже 19:30 – это время оберегалось для отдыха и общения с семьёй. Нельзя было говорить по телефону во время еды; друзей просили перезвонить позже или на следующий день. Разумное время разговора было ограничено; нас всегда спрашивали, кто звонил. В школе нельзя было созваниваться с друзьями. И, в конце концов, всегда поощрялась готовность оставить телефон и отдохнуть от постоянного взаимодействия со сверстниками.

А ещё родители осознавали, что установка телефона в комнате ребёнка грозит возможными проблемами. Пытались ли мы торговаться и оспаривать эти правила? Конечно. Жаловались ли мы, ныли, расстраивались ли иногда до жути? Ещё как. Но эти правила были введены, чтобы упорядочить использование того, что способно увлечь и захватить нас.

В наши дни технологии развиваются с такой скоростью, что мы не успеваем выработать здоровую и правильную культуру вокруг их использования детьми. К сожалению, мы видим много примеров, как детям выдаётся полный неограниченный доступ с минимальным присмотром и без каких-либо правил и распорядка. Нам нужно помнить, что эти необходимые моменты помогают оградить детей от озабоченности, зависимости или опасной увлечённости, порождаемых простым любопытством, озорством и незрелостью.

Наши дети – всего лишь дети. По самой своей природе они незрелы, большинство из них не знают меры, им трудно определять, что для них будет здорОво и хорошо. К тому же взаимодействие со сверстниками может перевозбуждать и затягивать с головой. Нашим детям необходим отдых от непрерывного и напряжённого стремления всегда быть «в курсе дел».

Подумайте о такой аналогии: дадите ли вы круглосуточный доступ сверстникам ребёнка к вам домой? Чтобы они могли зайти в любой момент дня и ночи, прервать семейное время, нарушить сон вашего ребёнка? Или отвлечь его посреди урока, взволновать, спровоцировать или даже возбудить против него вражду, как только им заблагорассудится? Наверняка вам интуитивно понятно, что это вредно для ребёнка, и в конце концов вы бы придумали, как оградить его от такого постоянного перевозбуждённого состояния.

Если ребёнок с неограниченным доступом к контакту с ровесниками через цифровые устройства не может регулировать их здоровое использование и не способен на умеренность, то он оказывается подвержен именно такому непрерывно возбуждающему воздействию.

Гайд "Подростки"

Детям нужно много защищённого пространства, чтобы вырасти самими собой и выработать собственные представления о мире. Это место развития в их жизни, где абсолютно необходим покой от суеты и занятости, чтобы снять напряжение, переварить происходящее, определить свою отдельность от ровесников и от сложных, стрессовых и порой ранящих динамик, возникающих в общении с ними.

И ещё такая мысль: когда мы выходим на некоторое время из проблемной ситуации, у нас больше возможностей замедлиться, успокоиться и разобраться, что правильно, а что нет, что мы в действительности чувствуем по этому поводу и как можем уладить или поправить дело.

Отрицательные групповые динамики у детей и подростков (например, поддразнивание и буллинг) приобретают куда большую выраженность, а также быстрее разгораются и распространяются, если продолжаются без передышки.

Неограниченное использование технологий для контакта (особенно без присмотра) безусловно вносит свой вклад в усугубление таких ситуаций, потому что у детей не остаётся времени и пространства, чтобы остановиться, выйти, подумать своей головой, найти решение и, быть может, переосмыслить происходящее.

Технологии – это замечательная штука, они могут потрясающе улучшить жизнь. Но при этом они способны создавать огромные проблемы, если не очерчена культура вокруг их использования – так, чтобы они встроились в здоровое развитие детей и жизнь семьи. Моя дочь пока слишком маленькая, чтобы действительно нуждаться в мобильном телефоне (прости, дорогая!). Но когда мы всё же решим ввести эту технологию в её жизнь, то постараемся сделать это в рамках чётких правил и распорядка.

Будет ли она торговаться и спорить? Конечно. Будет ли жаловаться, канючить и расстраиваться? Наверное. Но это нормально! Технологии меняются со скоростью света, но дети-то нет! У них остаются всё те же нужды, связанные с развитием, всё та же надобность в защищённом пространстве для роста и всё та же потребность во взрослых, способных вынести огорчения. Потому что в конечном итоге именно взрослые должны держать в голове общую картину, пока ребёнок не дозреет, чтобы увидеть её.

Дарлин Дени-Фриск

Источник: публикация в нескольких канадских газетах

Идея публикации возникла, поскольку в работе автор сталкивался с многими подростками с сильной ажитацией и перевозбуждением, которые происходили из-за того, что вместо сна дети лежали в кровати, вцепившись в телефон и изо всех сил стараясь не пропустить сообщения от друзей, которые тоже не спят и переписываются всю ночь.

Перевод Надежды Шестаковой

Фото: photogenica.ru

Дорогие читатели, вот еще несколько статей по этой теме.

Похожие сообщения

Сайт «Заботливая Альфа» существует с 2013 года с целью поддержки родителей и специалистов, которые растят и обучают детей в русле теории развития на основе привязанности.
Наш сайт представляет собой библиотеку, в которой собрано большое количество научных исследований, интервью, теоретических статей и историй из личного опыта родителей, педагогов, психологов.
© 2013-2022 Alpha-parenting.ru Все права защищены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. При перепечатке материалов гиперссылка на сайт обязательна.