Что стоит за поведением булли, хулигана, обидчика? В чем заключается понимание динамики буллинга? Об этом статья Хезер Фергюсон, преподавателя канадского отделения Института Ньюфелда.
Вдохновением для статьи послужил День розовых рубашек – ежегодное событие, которое в этом году состоялось 28 февраля. День розовых рубашек «нацелен на повышение осведомленности о буллинге, а также на сбор средств для финансирования программ, направленных на поддержку здоровой самооценки у детей».
А вдохновением для этого дня послужил великодушный поступок школьников из маленького городка в Новой Шотландии. «Два мальчика и их друзья-подростки организовали школьную акцию протеста, они пришли в розовом в знак сочувствия ученику из 9-го класса, который пострадал от нападок одноклассников из-за того, что был одет в розовую рубашку…
Они выступали против травли и издевательств над новичком из 9-го класса, раздавая розовые футболки всем мальчикам в школе». (Издание The Globe and Mail. За дополнительной информацией можно обратиться на сайт www.pinkshirtday.ca )
Феномен буллинга сеет хаос в социальной и эмоциональной сфере в школах, на рабочих местах, в церкви, политике и даже в семьях, однако попытки и стремление решить проблему зачастую не приводят к успехам. Последствия травли всегда серьезны для жертв, однако родители и учителя часто теряются и не знают, как помочь.
Трудно решить проблему без ее понимания, а отвратительное поведение обидчика ловко маскирует первопричины динамики буллинга. Некоторые думают, что буллинг – это выученное поведение или недостаток воспитания, но эти идеи не учитывают глубокие инстинктивные корни буллинга.
Детям необходимо зависеть от ответственных за них взрослых. Эти отношения привязанности наполнены близостью, связь формируется на разных уровнях: любви и принадлежности, значимости, эмоциональной и психологической близости. Привязанность также призвана облегчить заботу о ребенке для тех, кто ее обеспечивает.
У всех нас есть эти инстинкты заботы и зависимости. Иногда по ряду причин дети занимают доминирующую роль и становятся властными и командующими, указывая родителям, что делать, и расстраиваются, когда те не выполняют приказов. Это делает ребенка невосприимчивым к родительской опеке и к обучению.
Однако само по себе застревание в альфе не является достаточным условием для рождения булли. Многие дети любят командовать, но при этом не злоупотребляют уязвимостью других.
Что же питает поведение булли?
Данный синдром включает в себя нарушение двух мощных человеческих динамик: иерархии в отношениях и уязвимости. Эти дети вынуждены доминировать – их так и подмывает побеждать, оставлять за собой последнее слово, требовать и контролировать, превосходить других, – и при этом они лишены двух очень важных и уязвимых чувств – заботы и ответственности.
Для формирования искаженного поведения булли необходимы оба этих условия. Когда альфа-инстинкты не смягчаются заботой (состраданием, вовлеченностью, обеспокоенностью) и ответственностью (чувством вины, раскаянием, желанием сделать лучше, защитить), рождается инстинкт булли.
Обидчик утверждает свое господство разными способами: эксплуатирует уязвимость других людей, использует страх и запугивание, выставляет на посмешище и унижает, жульничает и обманывает, обличает и ставит в неловкое положение.
Нормальными человеческими инстинктами являются забота и защита человека, который проявляет уязвимость, но для булли все иначе: он атакует те слабости других людей, от которых у него возведены собственные внутренние защиты. Корни буллинга – это не столько проблема поведения, сколько эмоциональная проблема. Хулиганы теряют чувства, которые сделали бы их людьми.
По иронии судьбы булли сами переживают слишком ранящий опыт, который становится настолько невыносимым, что приводит к эмоциональному ожесточению. Возможно, они столкнулись с невыносимым физическим или эмоциональным разделением с заботящимися взрослыми, чувствовали себя слишком небезопасно или испытывали чересчур много стыда и унижений. В этих ситуациях мозг не будет бездействовать и сделает все, чтобы защитить своего хозяина от чрезмерной душевной боли.
Динамика булли настолько сильна, что трудно остановить подобное ужасное поведение. Буллинг не является ни выученным поведением, ни «намеренным»; это поведение имеет глубокие инстинктивные и эмоциональные корни. Хулиган просто верен мощным инстинктам (т.е. он вынужден доминировать), а его мозг заставляет защищаться от непереносимой уязвимости.
Гордон Ньюфелд, доктор наук, психолог в области развития, разработавший данную концепцию понимания булли, говорит:
На самом деле никто не является обидчиком… Истинная личность булли остается скрытой, невыраженной и нереализованной, заключенной во внешнюю оболочку эмоциональной защищенности и неуязвимости. Когда хулиган лишится своей жёсткости, мы увидим чувствительность, от которой возникли защиты, незрелость не по возрасту и отчаянную потребность в заботе и в безопасной зависимости.
Большинство программ по борьбе с буллингом не эффективны именно по этой причине. Чтобы понять, как искоренить булли, нам нужно выйти за рамки рассуждений о поведении и понять глубинную динамику, которая формирует булли.
- Нулевая терпимость и навешивание ярлыков “неприемлемого поведения” не работают: обидчик не способен задуматься о своем поведении, не проявляет раскаяния и лишен чувств, которые заставили бы его сожалеть о содеянном.
- Метод последствий только усилит его защиты и замкнет проблему саму на себе. Из соображений социальной справедливости нам часто приходится применять последствия, но нельзя обманываться, думая, что это поможет преподать обидчикам урок.
- Обучение эмпатии не работает, потому что невозможно обучить небезразличию; мы должны создать условия, в которых можно почувствовать уязвимые эмоции. Как правило, не рекомендуется противостоять хулигану или устраивать собрания детей с целью разобраться. Мы никогда не должны выступать за то, чтобы пострадавший рассказал булли о своих чувствах, потому что человек с защищенным сердцем будет использовать эту информацию исключительно для того, чтобы ранить еще глубже.
Заботливые взрослые
Ответ заключается в том, чтобы вернуть булли в отношения с правильной иерархией, вернуть их способность зависеть и учиться у тех, кто за них отвечает. Мы должны найти способ быть на стороне обидчика, создать контекст отношений, чтобы помочь им.
Сердце ребенка смягчается только тогда, когда он защищен безопасными отношениями. Проблема в том, что отталкивающий фасад булли не очаровывает и не пробуждает в нас заботливые импульсы. Тем не менее взрослому необходимо взяться за дело, транслируя уверенность в том, что он может выдерживать ребенка любым и стать ответом на голод по привязанности.
Следует быть готовым к трудностям, запастись терпением и проявить находчивость, чтобы вернуть ребенка из доминирующей позиции. Мы должны смягчать их защитный панцирь в надежных отношениях, оберегая от дальнейших ран, и вести на уязвимую территорию – туда, где они смогут ощутить душевные раны, незащищенность и беспомощность.
Как только мягкость их сердец восстановится и они смогут чувствовать боль, они больше не будут ведомы импульсом ранить других. До этого времени ответственные взрослые должны компенсировать незрелость и эмоциональную защищенность булли.
Нам необходимо защитить окружающих от очередных ран, обеспечив компетентный присмотр и используя распорядок и ритуалы для режиссирования их поведения. Чтобы стать полностью человечным, хулиган должен быть движим чувством ответственности и небезразличия.
Хезер Фергюсон,
преподаватель канадского отделения Института Ньюфелда
Перевод Анны Искусных
Редактура Надежды Шестаковой
Источник: https://www.heatherfergusonconsulting.com/understanding-the-bully-dynamic/
Ссылки на источники:
Гордон Ньюфелд «Динамика булли» (DVD), Институт Ньюфелда, Ванкувер, Канада
Фото: photogenica.ru
Дорогие читатели, в нашей библиотеке вы найдете еще немало статей о буллинге.