“В погоне за счастьем”: обзор фильма через призму теории привязанности

V-pogone-za-schastem.jpg

Предлагаем вам обзор фильма “В погоне за счастьем” / The Pursuit of Happyness 2006 года с точки зрения теории привязанности от Юлии Варлаковой.

Игра помогает детям безопасным образом справиться со сложными реалиями жизни. Мы часто недооцениваем важность игры, фантазии, творчества, мы хотим прямых и работающих решений, желательно, быстрых и не оторванных от реальности. Нам кажется, что игра – это так, временная заплатка, и вообще не к месту, когда вокруг все так серьезно. Или мы совсем забываем про нее, потому что сами перегружены происходящим.

Но дети устроены иначе, особенно дошкольники. Они еще так четко не разграничивают реальность и фантазию, творчество. С одной стороны, игра – понарошку, и ребенок может ее остановить и прервать, если что-то пойдет не так. Но с другой стороны, все, что происходит внутри игры, и те эмоции, которые там возникают – они настоящие.

Психика ребенка удивительным образом может добирать в игре то, чего нельзя получить в реальности. Там могут быть выражены тяжелые эмоции, там можно примерять на себя разные роли, и можно получить чувство спокойствия и безопасности.

Интенсив

В фильме “Погоня за счастьем” есть отличная иллюстрация того, как взрослый может смягчить для ребенка тяжелые и пугающие события как раз через игру. Крис Гарднер долгое время не может найти работу, и его семья находится в бедственном финансовом положении. Его жена не выдерживает и хочет с ним развестись. Она уезжает в Нью-Йорк и оставляет ему пятилетнего сына.

Крис устраивается в брокерскую компанию, но вот незадача: первые полгода он будет стажором и не будет получать никаких денег. Он пытается выкручиваться и находить дополнительные способы заработка.

Но однажды, вернувшись с сыном вечером домой, он не может открыть дверь ключом. Хозяин квартиры сменил замки и выставил на улицу своего безденежного арендатора. Крис в отчаянии, идти некуда, бывшая жена в Нью-Йорке, а рядом стоит испуганный пятилетний сынишка, который спрашивает, почему их вещи выставлены на улицу, ви не хочет уходить.

Они забрели ночевать на вокзал, сели на длинную лавочку….Оба подавлены и растеряны. Сын сидит в паре метров от Криса и не хочет к нему приближаться.

фильм

И вдруг он говорит папе, который держит в руках один из медицинских аппаратов (он пытался их продавать):
– А это не машина времени?
– Что?
– Ну тот дядя в парке, который хотел ее украсть у тебя, сказал, что это машина времени.

эмоции

Но это не машина времени. И здесь Крис сумел поймать ту самую волну игры и нужный момент.

– Это машина времени!
– Нет.
– Надо просто нажать вот на эту кнопку. Хочешь попробовать сам?

Сынишка двигается к нему, жмет кнопку, и через минуту они оказываются в волшебном мире, наполненном динозаврами. И сомнения сына Крис смог преодолеть, сам включившись в игру. Спасаясь от динозавров, они прячутся в пещеру и ночуют там. Сын уютно устроился и заснул со счастливым видом, чувствуя себя в безопасности рядом со своим отважным папой в пещере.

А Крис обнимает его, и по его щекам текут слезы. Ведь пещера – это туалет вокзала. А спят они на полу на обрывках туалетной бумаги. Но ужасная реальность, когда им некуда пойти, уже не беспокоит сына – игра с папой стала реальностью и принесла успокоение.

агрессия

В конце фильма есть еще один момент, который показывает, насколько реальной и приятной была для сына эта игра и пещера – она совсем не воспринималась им как туалет на вокзале.

– Куда мы идем, папа? Мы опять в ту церковь? (речь про ночлежку, где они жили).
– Нет, мы отправляемся в отель.
– Как в в отель?
– На одну ночь.
– Если хочешь, пойдем в НАШУ пещеру.

Конечно, дело было не просто в игре. Это была игра с папой, его включенность и вовлеченность, его щедрое приглашение сына в отношения и то, как Крис транслировал ему, что он может справиться со сложностями и позаботиться о своем сыне, несмотря на все тяжелые обстоятельства.

В этом фильме показано много важного о мире детей. Есть моменты, где видно, как быстро дети берут на себя ненужную ответственность и еще могут считать себя виноватыми в том, что связь с близким взрослым прервалась. В один из вечеров перед сном сын Криса всхлипывает и переживает о том, что мама ушла из-за него. В другом моменте видно, как он сдерживается, отказываясь от покупки шоколадки – он даже не пытается просить, поедая ее при этом глазами, и отказывается на предложение папы, зная, что нет денег.

Фильм, кстати, основан на реальных событиях, и в конце в кадре мелькает настоящий Крис Гарднер, основатель инвестиционной компании.

Юлия Варлакова

Дорогие читатели, вот еще несколько фильмов и статей об игре.

2 thoughts on ““В погоне за счастьем”: обзор фильма через призму теории привязанности”

  1. Анна Плюснина:

    Благодарю, очень интересно посмотреть на фильм через призму теории

    1. Елена Фурдак:

      спасибо за отзыв!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *