Привязанность через похожесть

Privyazannost-cherez-pohozhest-1.jpg

Дети часто копируют родителей и других членов семьи. Они стремятся быть похожими на тех, кто им дорог. В контексте многоуровневой модели привязанности Ньюфелда Юлия Колбаскина размышляет о привязанности через похожесть, о втором уровне привязанности.

Многоуровневая модель привязанности.
Привязанность через похожесть – второй уровень.
Начало (о первом уровне) тут.

Привязанность – это контекст, претерпевающий развитие, расширение. Это динамический процесс. Наша способность переживать связь не ограничивается только физическим соприсутствием, контактом через ощущения.

На втором году жизни ребенка можно увидеть, как детей тянет, стремит быть похожими на тех, к кому они привязаны. Результатом этой тяги становится копирование, имитация, подражательная деятельность.

Интенсив

Дети копируют походку, тон голоса, манеру разговора, а также предпочтения тех, кого считают своими близкими. В них начинает гореть желание «быть как» те, кого они выбрали в качестве ориентира.

Я помню, как мой младший сын переживал привязанность на уровне похожести к своему старшему брату. Он стремился, чтобы у него все было, как у брата. Если Гера сегодня надевал полосатые носки, значит, и у Левы должны были быть такие же. Если Гера надевал красную майку, значит, и Лева должен был быть в красном.

Отличия разделяли, переживались как трагедия, ибо доминантной, самой главной нотой в отношениях с братом звучала похожесть. К этому устремлялся Лева, это было для него чрезвычайно важным.

Сейчас им 9 и 12. Они одеваются в разную одежду (несколько недель назад купили майки, один – футуристическую абстракцию ярких неоновых цветов, второй – простую черную майку с принтом-динозавром), у них разные интересы и увлечения (один горит футболом и настольными играми, второй – книгами и животными).

Сегодня различия между ними, скорее, переживаются / воспринимаются как уникальность, ценность-драгоценность, нежели как трагедия. А когда-то все было с точностью до наоборот: ценностью-драгоценностью было быть похожим, трагедией – отличаться.

эмоции

Гордон Ньюфелд отмечает, что именно на этом уровне активно начинают формироваться язык и речь. В отношении языка интересно следующее: хотите понять, к кому / к чему привязан ребенок? Послушайте его речь. Она всегда нас выдает.

Мы часто говорим, что дети «учатся» чему-то у своих родителей или учителей, как будто это чисто познавательная активность. Но упускаем из виду, отмечает Гордон Ньюфелд, что именно привязанность включает потребность, желание быть таким же, как самые близкие, значимые для тебя люди. И именно в этом заключается ключ к успешному обучению – стать для ребенка тем взрослым, на которого ребенку захочется быть похожим, чьи устремления, ценности, заветы захочется перенимать.

И еще один важный момент. Наша идентичность = f (привязанность). Или словами: наша идентичность есть функция от привязанности, она укоренена в отношениях со значимыми для нас людьми. И с точки зрения психологии развития, привязанность через похожесть служит формированию зачатков идентичности.

Дети, которые еще не созрели, дети, которые находятся в процессе становления, поначалу естественным образом опираются на чужие идеи и ценности, это естественный промежуточный этап (мы все так делаем, на самом деле). По крайней мере, до тех пор, пока у них не появятся и не проклюнутся свои собственные. Ибо это тот материал, из которого в дальнейшем будет развиваться их личность, которая, безусловно, еще будет меняться и трансформироваться, обогащаясь собственным опытом и собственными суждениями.  

агрессия

Сегодня я предлагаю остановиться и навести фокус на этот уровень привязанности. И пусть вопросы для самоисследования выступят в этом деле верными помощниками.

Вопросы для самоисследования:

1. Попробуйте, как говорит современный англо-ирландский поэт Дэвид Уайт,

«…обернуться назад и,
взглянув твердо, сказать
“вот на чем я стою”»?

Вспомните всех тех, кто повлиял на вашу идентичность, оставил глубокий след в вас, пророс в вас живым, присвоенным опытом и ценностями? 

2. Подумайте о танце привязанности* и о тех «па», которые вы можете делать, чтобы потребность вашего ребенка в контакте и близости на уровне похожести оказалась удовлетворенной. Попробуйте сформулировать и записать первые 3 «па», которые пришли вам в голову.

*Танец привязанности (attachment dance) / танец завладевания (collecting dance). Термин означает инстинктивный механизм ухаживания, который создает привязанность между нами. Я выбрал термин «завладевание», чтобы постараться избавиться от сексуального подтекста слова «ухаживание». Слово «танец» указывает на интерактивность этого процесса.


Гордон Ньюфелд «Не упускайте своих детей»

P.S. identity (n.)
Слово «идентичность» уходит своими корнями в старофранцузское «identité», что значит «подобие, похожесть, единство», которое, в свою очередь происходит от «identitatem» (средневековая латынь), что означает «подобие, похожесть», укорененное в коротком латинском «idem» – «the same», «тот же».

Юлия Колбаскина

Источник: https://t.me/El_Pajaro_voice/236

Фото: photogenica.ru

Дорогие читатели, вот еще несколько статей о развитии и привязанности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *