Начало учебы в школе: четыре стратегии, помогающие ребёнку освоиться и справиться с тревогой из-за разлуки

Nachalo-ucheby-v-shkole.jpg

Скоро начнется учеба в школе. Как могут родители помочь ребенку освоиться в новых условиях и справиться с тревогой из-за разлуки? Дебора Макнамара предлагает применять четыре стратегии для этих целей.

Семейные альбомы, кажется, переполнены фотографиями первого школьного дня. Эти снимки отражают значимость ритуала возвращения в школу, празднование важного события в жизни ребенка.

Как правило, несмотря на воодушевление, и у детей, и у родителей есть свои опасения, но, если мы хотим помочь детям, нам нужно принять во внимание их эмоции, связанные с этими переменами. Основным фактором, определяющим большую часть их реакций и переживаний, является сепарационная тревога.

Дети – существа привязанности, и в моменты разлуки с близкими система тревоги в их мозге начинает бить во все колокола. Они могут испугаться и стать тревожными, потому что люди, на которых они полагаются, с кем чувствуют себя надежно и безопасно, исчезают, оставляя их одних.

Интенсив

Если ребенок скучает по вам – это похвала вашим отношениям: на самом деле так и задумано природой. К счастью, есть много способов уменьшить тревогу из-за разлуки у ребенка и помочь ему приспособиться к новому школьному окружению.

1. Сватайте ребенка

Мы как родители доверяем своих детей образованным людям, предоставляющим хорошие условия и интересную учебную программу, но самое важное – принадлежит ли сердце нашего ребенка учителю.

Вся идея постепенного вовлечения маленьких детей в школьный процесс связана не столько с посещением учреждений, сколько с налаживанием отношений со взрослыми, отвечающими за ребенка. Детей мало волнуют дипломы и регалии учителей – их волнует, можно ли довериться их заботе.

Исследования снова и снова показывают, что, если ребенок не расслабляется рядом с учителем и не чувствует себя с ним в безопасности, ему будет трудно учиться у такого педагога.

Когда мы жили в деревнях привязанности, о детях заботились уже знакомые им люди. На момент начала школы уже существовали отношения между детьми и учителем. Сегодня у нас нет такой роскоши. Мы должны развивать отношения с нуля, занимаясь знакомством и сватовством между учителем и ребенком.

эмоции

Для этого есть множество способов: от подчёркивания их похожести в чём-то до создания ситуаций, где они смогут пообщаться друг с другом и поулыбаться.

Исследования в области педагогической психологии показывают, что сильная привязанность к учителю на самом деле способствует успеху в школе, связана с более высокими оценками, лучшей эмоциональной регуляцией и готовностью справляться с трудностями.

Сватовство детей друг дружке в попытке помочь им освоиться в новом окружении приведет лишь к перепривязанности к сверстникам – вместо столь нужной сильной привязанности ко взрослым, которая станет опорой для детей.

2. Перекрывайте

Вторая стратегия – помогать ребенку удерживать ощущение близости с вами на расстоянии. Вы можете дать ему медальон, вашу фотографию, записку в коробке для завтрака – что-то, что сообщит ребенку, что вы все еще с ним, хотя и врозь.

агрессия

Когда прощаетесь с ребенком, акцентируйте внимание на последующей встрече и на том, что вы будете делать потом вместе.

Вы можете напомнить ему, что будете печь печенье вместе после школы, или читать рассказ, или просто крепко обниматься. Прощаясь с ребёнком, вам нужно облегчить ему расставание с вами, а значит, всячески помочь ему осознать, что вы остаётесь на связи с ним.

3. Углубляйте вашу привязанность

Когда мы углубляем отношения с детьми, это дает им надежную базу для прыжка в новые обстоятельства и привыкания к ним. Чем глубже привязанность, тем лучше дети выдерживают разлуку, потому что у них есть больше возможностей держаться за родителей: от понимания своей похожести, ощущения значимости для них – до чувства любви и познанности.

Цель состоит не в том, чтобы получить побольше опыта разлуки и натренироваться в этом деле, а скорее, в углублении привязанности, чтобы расстояние между вами преодолевалось глубокими отношениями.

Исследования по привязанности показывают, что проявления радости, удовольствия и тепла помогают выстроить прочные отношения. Если мы будем налаживать и оберегать привязанность с детьми, уделяя им внимание с утра или разговаривая по душам перед сном, это очень поможет им чувствовать связь и заботу, несмотря на разлуку, с которой они сталкиваются.

4. Наблюдайте и ждите

Нам, родителям, остаётся сохранять бдительность, наблюдая со стороны и ожидая, как все будет складываться у наших детей и как они освоятся в школе. На какие признаки следует обратить внимание: возрастание тревожности, фрустрации, чрезмерная зависимость от сверстников, неприязнь к учителю и онемение эмоций, когда дети больше не говорят о том, что их беспокоит. Эти звоночки говорят нам о том, что надо более тщательно проанализировать, как ребенок переживает начало школы и с какими проблемами сталкивается.

Переходные периоды и новые начинания – это часть жизни. Сентябрьские перемены, которые несет нам школа, быстро превращаются в проводы подростка, поступившего в университет. Помощь нашим детям через сватовство, перекрывание разлуки и углубление отношений может показаться незначительной в общемировом масштабе, но это большое и важное дело в их жизни.

Наша задача – провести их через этот переход так, чтобы при этом они оставались привязаны к нам и своим учителям. Когда дети могут положиться на заботу взрослых как на нечто само собой разумеющееся, у них появляется возможность сосредоточиться на самом необходимом – на игре, учёбе и развитии.

Дебора Макнамара

Источник:
http://macnamara.ca/portfolio/transitioning-to-school/

Перевод Виктории Кузнецовой

Редактура Надежды Шестаковой

Фото: photogenica.ru

Дорогие читатели, вот еще несколько статей для вас перед началом учебного года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *