О закалке системы тревоги, игре и страшных мультфильмах

Trup-nevesty.jpg

Можно ли рассказывать детям страшные сказки и показывать ужастики? О закалке системы тревоги, игре и о мультфильме Тима Бёртона «Труп невесты» — статья Надежды Шестаковой.

У всех нас в мозге есть система оповещения о тревоге, эдакая сигнализация об опасности, которая помогает нам вовремя замечать угрозы, адекватно на них реагировать и вообще не лезть на рожон. Она закладывается очень рано, ещё в утробе матери, и уже прямо там начинает свою настройку, чтобы нормально функционировать в дальнейшем. А настройки она требует очень тонкой.

Это как с закалкой для здоровья: очевидно, что нельзя слишком кутать (шерстяная шапка на солнце в плюс двадцать не лучшая идея), но и держать раздетого ребёнка на морозе тоже вряд ли кто-то станет (пробежаться босиком по снегу не в счёт!).

И если с обычной закалкой, как правило, всем всё более-менее ясно, то с закалкой системы оповещения о тревоге сложнее. А последствия её неправильного закаливания не менее серьёзны, чем последствия от переохлаждения или перегрева!

Интенсив

Так как же нам пройти по кромочке и не впасть в крайности? И как вообще выглядят эти крайности?

С одной стороны, закалять детей пытаются, выкладывая им всю правду жизни. Например, рассказывают в подробностях, что с ними сделает плохой дядя, чтобы ребёнок уж точно усвоил, что нельзя ни с кем разговаривать и открывать дверь посторонним. Или показывают видео автомобильных аварий, чтобы ребёнок понял, как опасно выбегать на дорогу.

Но для того, чтобы ребёнок слушался, запугивать его не надо, даже наоборот: чем больше запугиваем, тем меньше вероятности добиться послушания. Система тревоги не справится с такими ужасами и перестанет нормально функционировать, то есть оповещать своего хозяина об опасности и останавливать от необдуманных поступков.

По сути послушание, дисциплина зиждется на здоровой системе тревоги. А с такой закалкой ребёнок будет не способен видеть угрозу, возможно, он даже будет прямо-таки нарываться на неприятности, например, убегать от мамы, вырывать руку на пешеходном переходе, лезть к людям, даже когда ему десять раз намекнули, что не хотят общаться.

Поэтому нам так важно не вываливать на детей всякие страшные вещи: не пугать новостями по телевизору и не сообщать, что скоро конец света (даже если он действительно скоро, как было в фильме «Интерстеллар». Всегда вспоминаю совершенно замечательного папу из этой картины, он так и говорит своей коллеге: «Не мог же я сказать девятилетнему ребёнку, что скоро конец света!»).

эмоции

Но есть и совсем другая крайность. Часто считают, что ребёнка надо ограждать вообще от всего, растить в теплице и всячески изображать картинку благостного и доброго мира вокруг. А ещё сделать всё вокруг стерильным и нестрашным, например, облагородить народные сказки. Между прочим, идея очень популярная, если посмотреть, в каком виде обычно публикуются сказки, и сравнить с оригиналом (вот вы знали, что волк на самом деле съел двух беспечных поросят?). Но если совсем никак не тренировать систему оповещения о тревоге, если не давать ребёнку сталкиваться с чем-то пугающим, то мы вырастим его чрезмерно тревожным.

Как же тогда закаливать систему тревоги, чтобы ребёнок не рос слишком трепетным и не вздрагивал от любого громкого звука или, наоборот, не был неадекватно бесстрашным?

Тут нам в помощь будут:

  • сказки в приближенном к оригиналу виде. Смотрите, чтобы было по силам и вам, и ребёнку! Например, мой старший высокочувствительный ребёнок, когда был маленький (примерно лет в шесть), отказался слушать сказку «Мальчик-с-пальчик». На тот момент для него это было невыносимо.
  • игры на тревогу (всевозможные прятки, догонялки, игры в монстров, бабу-ягу);
  • мультфильмы о страшном и уязвимом.

Мы с детьми не так давно посмотрели прекрасный мультфильм Тима Бёртона «Труп невесты». Честно говоря, название меня очень смутило. Поэтому я стала читать отзывы перед тем, как показать детям, и обратила внимание, сколько людей написали, что, мол, «детям?! да никогда! ни за что! детям такое нельзя!», но среди всего этого были отзывы, где было сказано, что теперь это любимый мультик ребёнка. И я рискнула. Что-то мне подсказало, что все эти «никогда-низачто» пишут те же люди, которые спасают двух поросят в сказке.

агрессия

Мультфильм действительно оказался волшебным: мало того, что это чистое эстетическое наслаждение, так ещё и с тонким чёрным юмором (о чём можно догадаться уже из названия), вполне посильным для детей лет эдак с восьми.

Как ещё проживать тревожащую тему «номер один» всех детей — тему смерти, — если не в юморе? «Над смертью нужно шутить», — говорит Тим Бёртон. В мультфильме мы можем взглянуть на уязвимое, находясь при этом в безопасности, рядом с родителями, да ещё и хорошенько посмеяться. А местами и поплакать.

«Тайна Коко» — ещё один мультфильм на эту тему. Только он более масштабный, что ли. Как блокбастер. А «Труп невесты» — это такой утончённый арт-хауз. Камерный (если в «Тайне Коко» фестивали, концерты с толпой публики, то здесь джаз от скелетиков в маленьком потустороннем кабачке), нежный и почему-то не слишком известный среди нынешних родителей.

Так вот, возвращаясь к вопросам закалки, лучше всего она получается в пространстве игры, когда всё понарошку. Так мы можем «вглядеться в солнце», потому что нам будет не слишком страшно — это же не с нами, это же не по-настоящему. Мы можем посмотреть туда, но при этом не ожесточиться от невыносимости переживания. В этом суть закалки: сохранить мягкость сердца, но не за счёт того, что мы просто оградим себя и ребёнка от реальности.

Надежда Шестакова, преподаватель Института Ньюфелда, психолог

Дорогие читатели, вот еще несколько статей для вас с идеями о том, как помочь детям проживать эмоцию тревоги.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *