Осторожно, перегрузка! Или Как помочь ребёнку адаптироваться в начале учебного года

Kak-pomoch-rebyonku-adaptirovatsya-v-nachale-uchebnogo-goda.jpg

Перегрузка, стресс, тревожность это характерные явления для начала учебного года. О том, как помочь ребёнку адаптироваться в начале учебы, рассказывает Дарлин Дени-Фриск.

Начинается сентябрь, и мы возвращаемся к школьной рутине, череде домашних заданий, кружков, секций. А я чаще напоминаю родителям, чтобы они были особенно чутки ко всяческим «чересчур» и «слишком» у детей. Под этими словами я имею в виду состояния переутомления, перевозбуждения, переполненности чувствами, чрезмерной фрустрации и перегрузки от напряжения.

После ожидания и подготовки к переходным периодам (и к весёлым каникулам тоже!) у детей иногда остаётся ощущение тревоги, им не хватает терпения и равновесия. У нас на глазах разворачивается процесс приспосабливания-в-действии у наших слишком своенравных и не слишком-то отзывчивых детей. И это подсказывает нам, что надо обеспечить условия, которые облегчат адаптацию.

Хочу предложить родителям простой рецепт поддержки, который пригодился мне с собственными детьми, когда они страдали от перегрузок. Прежде всего, держите руку на пульсе, отслеживая, как ребёнок справляется до, во время и после переходных периодов. Если вы будете знать, что типично для ваших детей, вам будет проще определить, как всяческие «слишком» влияют на них и на отношения в семье.

Интенсив

Мы можем способствовать адаптации, отдавая приоритет совместному времяпрепровождению с детьми. Это может быть что-то простое: прогулки, массаж, шутки и смех, еда, чтение вслух, поездки в бассейн и другие не требующие особых усилий общие занятия, которые позволяют нам с детьми побыть вместе. Усиленный, но при этом бережный фокус на отношениях поможет родителю дать опору ребёнку, у которого всё вдруг так быстро завертелось.

В переходный период ребёнок часто находится в состоянии напряжения и тревоги. Этого нужно ожидать. Приглашая ребёнка замедлиться, выразить всё накопившееся и найти утешение, мы в том числе способствуем процессу адаптации.

Дети часто могут хорошо чувствовать свои волнения и разочарования и говорить о них в моменты контакта в спокойной и устойчивой обстановке. Некоторые дети могут осознать, что именно их беспокоит, и как следует выговориться. Благодаря этому ребёнок сможет почувствовать грусть, потекут слёзы, которые он держал глубоко внутри, и печаль, неизбежно сопровождающая перемены, найдёт выход.

Некоторым детям не удаётся найти слов для выражения своих эмоций или осознать, что именно их тревожит. Тогда, возможно, мы заметим, что стало больше фрустрации, огорчений, истерик и слёз – так напряжение выливается через край в поведении. Может быть, вдруг снова появятся монстры под кроватью, вылезут новые страхи, мы услышим неожиданные отказы делать что-то самостоятельно и увидим повышенную потребность в ободрении, а дети будут ходить за нами по дому хвостиком.  

Важно понять, что детям необходима возможность сбрасывать напряжение, выражать эмоции и проживать порой шумный и болезненный процесс адаптации в любом случае – как бы они ни показывали нам свою фрустрацию и грусть: в спокойной беседе, или через обострение страхов, или через истерики и ссоры. Так дети движутся к принятию.

эмоции

Им нужны безопасные отношения, чтобы столкнуться лицом к лицу и примириться с тем фактом, что всё меняется и они не могут с этим ничего поделать. И что перемены могут быть действительно очень и очень трудны! И вот как раз здесь могут прийти слёзы тщетности по поводу всего, чего им не изменить, а вместе с тем и возможность отпустить всё это. И тогда внутри освободится место для перемен.

Когда дети не поспевают за слишком быстро меняющимися обстоятельствами, замедление даёт им шанс наверстать упущенное. Позволяя детям отдохнуть от темпа окружающего мира, мы создаём пространство для облегчения процесса адаптации и содействуем ему. Таким образом дети получают от нас поддержку и приглашение прийти к огорчению, печали и слезам.

Помню, когда мои дети были помладше, я отмечала у них беспокойный сон, возросшую раздражительность, нетерпеливость, конфликты на повышенных тонах друг между другом, навязчивые волнения, несоразмерные ситуации, сильную усталость и частые истерики.

Я освобождала расписание, насколько возможно, в конце августа, в сентябре и начале октября ради сына, у которого перестройка длилась дольше и требовала от меня дополнительного внимания.

агрессия

Я выделяла больше времени на чтение и объятия перед сном, мы чаще устраивали семейные просмотры фильмов, ездили на пляж, устраивали пикники у костра (с поеданием запечённого маршмеллоу с печеньем), наши любимые ужины при свечах, я качалась с ним на гамаке, чтобы пригласить к разговору, мы играли в множество настольных игр и в баскетбол на дороге перед домом.

Я должна была всё это делать, чтобы поставить на якорь наш семейный корабль на время переходной бури. Достаточно скоро, когда устаканивались все вопросы по поводу классов, учителей и выполнения домашних заданий, я неизменно обнаруживала, что воды стали спокойнее, тише.

Мне кажется, полдела будет сделано, если просто предвидеть, ожидать и даже приглашать неизбежный стресс от перехода, а ещё помнить, что многие из нас (и взрослых, и детей) переживают похожую реакцию на перемены в своей жизни. Как родители мы можем показать другой взгляд на ситуацию – в перспективе – и постараться не принимать на свой счёт раздражительность.

Возможно, нам придётся проявить больше щедрости в терпении и остроумии, чтобы суметь заботиться о детях в этот неспокойный период. Если мы поймём, что «слишком» и «чересчур» – нормальная часть процесса адаптации, то сможем помочь детям сориентироваться, с какими бы переменами (или испытаниями) они ни сталкивались.

Дарлин Дени-Фриск

Перевод Надежды Шестаковой

Источник:
https://neufeldinstitute.org/beware-the-overlies/

Фото: photogenica.ru

Дорогие читатели, вот еще несколько статей для вас.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *