Хрупкий танец работы и игры

play.jpg

Как связаны между собой игра и работа? Какую роль они играют в росте и развитии ребенка? Об этом размышляет Дебора Макнамара.

Лето у детей обычно ассоциируется с отдыхом и игрой, а в сентябре слышатся вздохи по поводу возвращения к школьным занятиям. Хотя игра и работа противоположны по смыслу, они всё же связаны и взаимно полезны. В действительности исследования показывают, что и игровая, и трудовая деятельность играют определенную роль в росте и развитии ребенка.

Именно благодаря игре находятся решения задач и образуются нейронные сети в мозге, что позволяет ребенку получать пользу от учёбы в школьной среде. Исследования в области нейробиологии показывают, что у детей, которым не хватает условий, благоприятных для игры, мозг развит на 20-30 процентов меньше возможного. Игра – это не пустое времяпровождение, она развивает мозг детей, что делает их способными работать и обучаться.

Многие согласятся, что в 21-ом веке мы больше озабочены трудом и достижениями в ущерб игре. В университетах это проявляется в увеличении количества исследовательских проектов, ориентированных на производство продукции или получение экономически применимых данных. Это делается за счёт исследований, реализующих творческие интересы и поиски, независимо от их применения.

Интенсив

Во многих отношениях потребность в производительности ведет к ограничению творчества. Некоторые прогрессивные компании осознают это и в течение рабочего дня выделяют сотрудникам время для игры и творчества, свободное от ограничений и требований рабочих результатов.

Когда мы обращаем взор на детей, мы видим, что они все больше вынуждены трудиться и работать на результат, даже в свободное от школы время. Мы превращаем их в работников, вовлекая во внеклассные занятия. От спорта до музыки – мы говорим на языке результатов, всё больших достижений, освоения навыков и продвижения на новый уровень. В центре всей этой деятельности теперь не удовольствие от процесса, а конечная цель.

Тем не менее, если бы маятник качнулся в обратную сторону и речь шла бы только об игре и творчестве в ущерб работе, нам было бы трудно выжить. Жизнедеятельность и само устройство нашего общества требуют труда и жертв от его членов.

В детской сказке «Три поросенка» рассказывается поучительная история о том, что иногда нужно пожертвовать игрой, чтобы построить прочную основу, способную противостоять невзгодам. Именно вера в это помогла мне осилить долгие годы формального образования, ценя труд и жертвы, необходимые для получения степени и создания фундамента для моего будущего.

Наверное, ответ находится не в крайних точках маятника, а в движении между ними. Мы нуждаемся и в работе, и в развлечениях, и лишить наших детей того или другого означает навредить им. Если убрать игру и оставить только работу, ценой будет потеря творчества и открытия своей уникальности в этом мире.

Альфа-дети

В университете я обучала студентов, способных усердно трудиться, но лишенных креативности, и творческих студентов, которым труд давался тяжело. И очень приятно было встретить молодых людей, способных к творчеству и упорной работе одновременно. На самом деле я даже просила своих студентов-первокурсников перестать искать ответы в учебниках и вместо этого приносить свои вопросы на занятия. Я призывала их не ориентироваться на то, «будет ли это на зачёте?», а ощутить, как «мозг взрывается от миллиона вариантов и комбинаций». Я желала, чтобы каждый из них мог найти время поиграть с идеями, которые они усердно изучали.  

Реальность такова, что работа – это часть жизни, и наши цели требуют жертв. В какой-то момент нужно дать нашим детям на деле оценить, что нельзя добиться ничего стоящего без некоторого усилия. Однако способность к пониманию концепции труда становится возможной только в возрасте 5-7 лет. Изменения в префронтальной коре позволят детям впервые удерживать в уме две мысли одновременно.

Работа требует разрешения внутреннего конфликта, способности жертвовать и управляться со своей фрустрацией ради желаемого результата, лежащего на другой чаше весов. Действительно, так и происходило с моей дочерью в первую неделю в первом классе, когда учебная программа переходит от игры к приобретению навыков и мастерства. Когда её спросили, как прошла эта неделя, она показала большой палец вверх и большой палец вниз и сказала, что, с одной стороны, это было весело, а с другой – пришлось потрудиться. Я с ней согласилась: действительно, и игра, и работа – части жизни, и танец их взаимодействия очень интересен.

Дебора Макнамара

Перевод Виктории Кузнецовой

Редактура Надежды Шестаковой

Источник:
https://macnamara.ca/portfolio/the-delicate-dance-of-work-and-play/

Фото из источника статьи

Дорогие читатели, чтобы поддержать вас и ваших детей в начале учебного года, предлагаем еще несколько статей по этой теме.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *