Что значит, когда ребенок хочет командовать взрослыми в игре? Значит ли это, что у нас альфа-ребенок? Как распознать альфа-ребенка, читайте в статье Юлии Варлаковой.
Нормально ли, когда ребенок начинает командовать в игре? Берет на себя главные роли, руководит? Направляет ход игры? Говорит вам, каким героем вы будете и как вы должны себя вести, пока вы играете?
Такое поведение – это проявление альфа-инстинкта, как его называет Гордон Ньюфелд. Пока он проявляется в рамках игры, это нормально и даже полезно. Игра дает возможность примерять на себя роли и разные возможности без последствий в реальной жизни. Она всегда может быть остановлена ребенком, если что-то в ней будет для него чрезмерно. В игре эмоции ребенка находят свое выражение, ребенок исследует окружающий мир, самого себя и отношения с другими.
Сложности начинаются тогда, когда стремление ребенка командовать выходит за пределы игры и он не может расслабиться в безопасной зависимости рядом со взрослым. Такой ребенок может выглядеть очень самостоятельным, «с характером», независимым, всезнайкой, всегда знающим, чего он хочет.
Или он будет чрезмерно опекающим и заботливым по отношению к другим, когда другие как будто важнее, чем он сам, – как курица-наседка. Еще он может стремиться быть везде первым, на главных ролях, раздавать указания, как нужно с ним обращаться и как себя вести другим.
Это проявления альфа-инстинкта. Сам по себе этот инстинкт хорош – это стремление позаботиться о других, брать на себя ответственность, к чему-то стремиться. Но у детей, которые «застревают» в этом вне игры, в реальной жизни, как правило, он проявляется вне нужного контекста и активизируется не в каких-то ситуациях, а становится как будто чертой характера.
Например, ребенок постоянно командует там, где должен был бы довериться взрослому, заботится о других в ущерб себе. Или если стремление доминировать не идет рука об руку со стремлением позаботиться – мы получаем рецепт булли, когда ребенок использует слабости других против них.
Гордон Ньюфелд называет это альфа-комплексом, который можно узнать по некоторым признакам:
- ребенок может быть властным, контролирующим и требующим или постоянно быть в центре внимания даже при общении с равными себе или теми, от кого ему следует зависеть;
- хочет властвовать или распоряжаться в тех ситуациях, где это неуместно;
- может порываться демонстрировать свое превосходство перед равными себе;
- может испытывать затруднения с тем, чтобы выполнить чьё-то указание или попросить о помощи;
- считает, что должен быть в курсе всего происходящего/ ведет себя как всезнайка;
- требует или указывает, как именно о нем нужно заботиться, но в итоге не может принять такую заботу;
- переполнен сопротивлением и агрессией;
- может иметь сложности с принятием пищи.
Сложность в том, что, если такие дети были вынуждены взять на себя непосильную для своего возраста ответственность, они, как никто другой, нуждаются в заботливом руководстве и наставничестве взрослого. Нуждаются в том, чтобы иметь возможность расслабиться в безопасной зависимости – хотя внешне так не выглядят. И это сбивает нас с толку.
Многие маленькие дети склонны к тому, чтобы настаивать на своем, они могут делать это эмоционально и импульсивно. Не всегда это говорит о проблемах и может быть связано с тем, что в одну единицу времени ребенок способен испытывать только одну эмоцию. Так будет происходить до тех пор, пока у него не начнет развиваться способность к смешанным чувствам в промежутке с 5 до 7 лет, а иногда и позже.
Когда командный тон ребенка связан с природной незрелостью, обычно у родителей есть какие-то способы повлиять на него: переключить его внимание и завладеть им, использовать силу игры вместо прямого настаивания, договориться и так далее.
Ребенок с природной незрелостью может быть упрямым и настаивающим на своем, но стоит ему удариться, упасть или расстроиться, он побежит к вам за утешением. Он может злиться, но в другие моменты он будет тянуться к вам и проявлять теплоту.
Поэтому, если вас беспокоит, что ребенок командует в игре, обратите внимание на то, что происходит потом, когда игра заканчивается:
1. Может ли ребенок переключиться в прежние отношения, где главным остается взрослый, а не ребенок?
2. Чувствуете ли вы, что можете на него влиять и заботиться о нем?
3. Идет ли он к вам за утешением, за поддержкой, доверяет ли он вам? Может ли он испытывать и проявлять грусть, страх, небезразличие, сожаление, неравнодушие, разочарование?
4. Не потерял ли он свои слезы и может ли он плакать слезами тщетности рядом с близким взрослым хотя бы о чем-то в своей жизни?
5. Есть ли у него энергия дерзновения, планы, устремления, энтузиазм?
Если да, то, скорее всего, стремление ребенка командовать в игре – это калибровка его альфа-инстинктов, которые в будущем помогут ему вырастить ответственным и способным заботиться о других человеком. Если же его стремление доминировать выходит за пределы игры, распространяется на отношения и вы чувствуете, что вам сложно влиять на ребенка-командира, тогда есть повод обратить на это внимание и посмотреть на то, что происходит в отношениях между ребенком и заботящимися о нем взрослыми.
Юлия Варлакова
Источник: vjulia.ru
Фото: photogenica.ru
Дорогие читатели, вот еще несколько статей для вас об альфа-комплексе.