Привязанность через чувство любви

от editor
чувство любви

Почему дети задаривают родителей сердечками и хотят жениться на маме или выйти замуж за папу? О привязанности через чувство любви рассказывает Юлия Колбаскина в цикле статей «Многоуровневая модель привязанности»

Первый уровень привязанности
Второй уровень привязанности
Третий уровень привязанности
Четвертый уровень привязанности

Если психологическое и эмоциональное развитие идет по плану, то примерно к пятому году жизни ребенка все преграды падают и он отдает нам свое сердце.

Есть огромная разница между «я тебя люблю!» двухлетки (которое он, движимый тягой копировать и повторять, произносит вслед за нами) и глубоким, полным тепла, нежности и глубочайшего неравнодушия, идущим из самой глубины сердца «я тебя люблю» пятилетки.

Пять лет — возраст эмоциональной близости, возраст сердечной связи. Этот этап в жизни ребенка изобилует признаниями от «я очень тебя люблю!» / «тебе мое бесконечное сердце!» до «я хочу жениться на тебе!»

Лейтмотивом в этом возрасте становятся сердечки — всем известные и каждому понятные символы любви. Они появляются в рисунках, поделках, посланиях.

Привязанность через чувство любви

Зигмунд Фрейд обратил внимание на этот феномен, но, по мнению Гордона Ньюфелда, неправильно его интерпретировал, придав ему сексуальную окраску. А это всего лишь выражение привязанности на уровне сердца, проявленное чувство любви.

Признание вашего сына в том, что он хочет на вас жениться, следует рассматривать не как желание занять место вашего супруга, но как стремление всегда быть рядом, быть в вашем сердце бесконечно долго (ибо суть брака, заключенная в кольце —символе — быть рядом бесконечно долго, до самого конца, «пока смерть не разлучит нас»).

Любовь — это эмоция привязанности. Ее возникновение нельзя контролировать, она возникает спонтанно при благоприятных обстоятельствах.

Питер Хег в своей книге «Тишина» пишет:

Любовь как-то связана с узнаванием. Незнакомое может очаровать нас, привлечь нас, но любовь — это рост, медленный рост в среде доверия.

Когда сердце у ребенка мягкое, открытое, когда мы безусловно и тепло его приглашаем, когда привязываться к нам безопасно и не уязвимо, ребенок буквально «падает» в любовь (по аналогии с английским ‘fall in love’), в его сердце расцветает теплое и нежное, глубокое и тонкое чувство.

Однако привязанность через любовь подразумевает еще и глубокую уязвимость.

Михаил Эпштейн в книге «Sola Amore. Любовь в пяти измерениях» пишет об этом так:

Суть в том, что любовь — это чувство действенное и вместе с тем предельно страдательное. Любящий вступает в зависимость от другого, любимого, — и мгновенно делается уязвимым. Представьте, что сердце человека находилось бы не внутри него, а где-то поодаль. Такой организм — с сердцем, повисшим на тонкой ниточке кровеносных сосудов, — был бы не слишком жизнеспособен. Но именно таков любящий: его сердце бьется вовне. Оно не защищено грудной клеткой… Что только с ним не может случиться! А вдруг его кто-то толкнет и ударит?

Именно так все и происходит в любви. Каждый человек, которому ребенок отдает свое сердце, которому ребенок открывается, получает вместе с этим сердцем и возможность его эмоционально ранить. Ребенок очень переживает, когда видит, что им не дорожат, что ему не рады, что к нему холодны или равнодушны или что его не любят.

Что еще интересно, так это то, что любовь (как более глубокая форма привязанности) позволяет пятилетке еще дальше и еще наподольше уходить от домашней базы. «Длинная рука привязанности», — так говорит о любви Гордон Ньюфелд.

Связь через сердце — это такой удивительный пример изысканного танца привязанности и разделения: дети смело двигаются вперед, но при этом способны держаться за ощущение дома в своем сердце.

В качестве литературной составляющей сегодня два поэта: Тове Дитлевсен (датская писательница и поэтесса) и Юлия Друнина (советская поэтесса).

Тове Дитлевсен

Не прохладно и не тревожно —
Осторожно прими в ладонь
Сердце алое, как огонь.

Это сердце в пути, мой милый,
Уходило от всех погонь,
Ты его тишины не тронь;

Это сердце, мой друг, бывало,
Забывало, шутя, свой трон,
Всё в крови — не теряло тон…

А теперь ты его властитель…
Но лишите его неволи —
Разорвется оно от боли.

Юлия Друнина

Все говорим:
«Бережем тех, кого любим,
Очень».

И вдруг полоснем,
Как ножом, по сердцу —
Так, между прочим.

Не в силах и объяснить,
Задумавшись над минувшим,
Зачем обрываем нить,
Которой связаны души.
Скажи, ах, скажи — зачем?..
Молчишь, опустив ресницы.

А я на твоем плече
Не скоро смогу забыться.
Не скоро растает снег,
И холодно будет долго…
Обязан быть человек
К тому, кого любит, добрым.

Традиционно, предлагаю вопросы для самоисследования:

1. У поэтессы Ольги Седаковой есть стихотворение, которое начинается словами:
«С нежностью и глубиной –
ибо только нежность глубока,
только глубина обладает нежностью… »

Есть ли в вашей жизни человек, в отношении которого вы переживаете нежность и глубину? Как вы выражаете это тонкое, уязвимое чувство?

2. Гордон Ньюфелд говорит, что научной, серьезной литературы, связанной с этим феноменом, не так много. Но о любви много в музыке, в поэзии, в философии. Есть ли у вас любимое стихотворение о любви или любимое музыкальное произведение о любви?

3. Подумайте о танце привязанности* и о тех «па», которые вы можете делать, чтобы потребность вашего ребенка в любви оказалась удовлетворенной. Попробуйте сформулировать и записать первые 3 «па», которые пришли вам в голову.

Юлия Колбаскина

Источник: https://t.me/El_Pajaro_voice/256

Похожие сообщения

Сайт «Заботливая Альфа» существует с 2013 года с целью поддержки родителей и специалистов, которые растят и обучают детей в русле теории развития на основе привязанности.
Наш сайт представляет собой библиотеку, в которой собрано большое количество научных исследований, интервью, теоретических статей и историй из личного опыта родителей, педагогов, психологов.
© 2013-2022 Alpha-parenting.ru Все права защищены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. При перепечатке материалов гиперссылка на сайт обязательна.