О том, почему отношения с детьми сложны, несмотря на всю нашу любовь и старания, рассуждает Анна Горулько.
Почему отношения с детьми – это так сложно? Неужели недостаточно просто любить? Как показывает практика – нет: одной любви в отношениях мало.
Какие же камни и пороги встречаются в реке чувств и эмоций родительства? Во-первых, это уровень чувствительности ребенка. Легко любить и заботиться о милом малыше, который с рождения более-менее спокоен, которого где положил, там и взял. Но что, если ребёнок очень чувствительный и вывести его из равновесия может любая деталь, вплоть до перемены места источника света?
Сначала это долгий громкий и частый плач. Постоянные руки. Ребенок подрастает, но ситуация не меняется. Только носить становится все тяжелее. Невозможно куда-то отойти, спокойно сделать элементарные дела. Конечно же, все это невероятно фрустрирует и провоцирует резкие реакции.
Так как ребенок чувствительный, то наш где-то грубый ответ, где-то не моментальная реакция на плач только усугубляют ситуацию. Все это превращается в снежный ком, который только нарастает.
Что здесь можно сделать? Выплакивать тщетность, много тщетности – нашей собственной. Организовать максимальную помощь со стороны, которую только можно получить. Вспоминать про какие-то маленькие наполняющие радости для себя, которые можно получить мимолетно и даже с висящим ребенком.
Для меня это: хороший кофе, музыка, полюбоваться на листья деревьев, поиграть с собакой, перекинуться хотя бы парой слов с подругой по месенжеру.
Еще раз тщетность.⠀
Второе – это выражение эмоций. Вот здесь спотыкаемся все мы. Уже ребенок до года может выражать свое недовольство способом, который доводит нас до белого каления. А если, к примеру, слезы не принимали в нашем собственном детстве? К слезам, плачу, крикам нет толерантности. Отсюда появляются наши реакции, которые блокируют выражение детских эмоций, сталкивают с разделением, подливают масла в огонь тех эмоций, которые уже лежали в корне проблемного поведения.
Решение в том, чтобы понять важность эмоций и их выражения. «Да, я понимаю, но сделать с собой ничего не могу» – ситуация частая. Здесь в помощь работа над собой, личная терапия, поддержка единомышленников (добро пожаловать в сообщество «Заботливая альфа» в Фейсбук).
Дальше у ребенка появляются свои желания, устремления. Все больше проявляется потребность во втором важном приглашении, которое мы даем детям – приглашении быть самими собой. Нам не всегда может нравиться то, куда направлен интерес, руки и ноги ребёнка. Процесс контроля этих устремлений не всегда проходит экологично. И снова мы сталкиваем с разделением, блокируем выражение эмоций и добавляем тех эмоций, которые лежат в корне проблемного поведения.
Решение: учить матчасть. О том, как регулировать поведение детей без вреда для отношений и развития, написано много статей как на сайте «Заботливая альфа», так и в личных блогах преподавателей института. У Ньюфелда есть целый курс «Дисциплина без нарушения отношений».⠀
Кроме того, наши реакции на поведение детей также во многом зависят от архетипичных установок, которые пришли из нашего собственного детства. С этим тоже можно работать.⠀
Можно еще добавлять и добавлять пункты в этот список. Но, как видите, любви в чистом виде не существует. Это такой коктейль, в составе которого есть принятие, забота, ответственность и много-много тщетности.
Наши отношения многогранны. И не только с детьми. Людей без проблем и ошибок в отношениях не бывает. Но, как говорит Ньюфелд: «Хорошая новость в том, что работать над отношениями никогда не поздно».
Анна Горулько
Источник: https://www.instagram.com/puzzle_razvitya/
Фото: photogenica.ru
Дорогие читатели, вот ещё несколько статей для вас о лабиринте родительства.