Пять фактов про привязанность между родителями и детьми

от estel-the-fair
привязанность

Чтобы справляться с проблемным поведением детей, важно понимать, что за ним стоит и какое влияние на него оказывает привязанность. Дебора Макнамара предлагает учитывать 5 фактов про привязанность между родителями и детьми, чтобы решать проблемные ситуации и видеть картину целиком.

В моем кабинете сидел отец, явно расстроенный тем, что 7-летний сын его не слушает. Он перечислял одну за другой проблемы с сыном, начиная со сложности уйти из парка и заканчивая одеванием по утрам, от вспышек раздражения до сражений перед сном.

Возмущенный отец посмотрел на меня и спросил: «Почему вообще ребенок следует за своим родителем?» Это был хороший вопрос, и я не могла ответить на него, не углубившись вначале в тему привязанности.

Исследование человеческих отношений именуется наукой о привязанности. Привязанность — это то, как мы укрепляем наших детей в надежной базе, создаем чувство принадлежности и значимости и питаем их.

Психиатр Джон Боулби, который первым ввел термин «привязанность», утверждал: «Считается, что для психического здоровья необходимо, чтобы младенец и ребенок раннего возраста испытывали со своей матерью (или с тем, кто ее заменяет на постоянной основе) теплые, близкие и непрерывные отношения, которые приносят радость и удовлетворение обоим».

Хотя определяющее значение привязанности для эмоционального и когнитивного развития повсеместно признано, привязанность остается сложной и развивающейся областью. Наука о человеческих взаимоотношениях шире, чем просто привязанность к младенцу, — она включает в себя слияние инстинкта и эмоций, которые побуждают нас искать контакта и близости с другими людьми.

Гордон Ньюфелд, один из ведущих мировых экспертов в области развития, собрал воедино кусочки головоломки привязанности, раскрывающей сложность человеческих отношений. Жажда отношений является частью человеческой психики, и то, как привязанность служит цели связать нас, — это динамичный и изменчивый процесс, пронизывающий все аспекты жизни.

Отец 7-летнего мальчика не понимал, что все разрозненные проблемы, которые возникали у него с сыном, проистекали из его отношений с ним. Сосредоточение на поведении ребенка не дало бы нужных ответов, но, когда отец начал понимать, что произошло с их отношениями, он смог начать продвигаться вперед вместе с сыном.

Пять фактов о привязанности, которые важно понимать

1. Привязанность – это улица с двусторонним движением. Когда родители задумываются о том, насколько сильна их привязанность к ребенку, зачастую они под этим подразумевают, как сильно любят его или хотят быть рядом с ним. Но привязанность – явление взаимное. Зачастую нам не приходит в голову сделать шаг назад и посмотреть, привязан ли ребенок к своему родителю, и если да, то насколько глубоко?

Без прочных отношений у родителей мало возможностей задействовать инстинкты ребенка следовать, подчиняться, принимать те же ценности или обращаться за помощью к своим взрослым. Вместо того чтобы просто руководить ребенком, родитель может сталкиваться с постоянными вспышками фрустрации, сопротивления и противостояния, а также с властным и командующим поведением.

Оценивая, насколько хороши наши отношения, мы должны рассматривать их глазами нашего ребенка. Привязанность — вот ответ на вопрос отца, почему ребенок следует за родителем. Именно любовь ребенка дает нам возможность заботиться о нем. Не получится по-настоящему заботиться о ребенке, который не отдал вам свое сердце.

2. Разлука самое сильное из всех переживаний. Привязанность — самая большая потребность ребенка, поэтому разлука является одним из сильнейших переживаний. Особенное влияние она оказывает на маленьких детей из-за их незрелости и высокой потребности в зависимости.

Переживание разлуки может пробудить в ребенке три основные эмоции – преследование (стремление к контакту и близости), фрустрация и тревога. Они могут липнуть или цепляться мертвой хваткой, взрываться от фрустрации или проявлять страх и беспокойство задолго после того, как произошло разделение.

Решение заключается вот в чем: нужно сделать так, чтобы везде, где бы ни находились дети, они были привязаны ко взрослым, которые о них заботятся, — от учителей до дальних родственников. Связь необходима, когда мы оставляем их с кем-либо. Привязанность и разлука — две стороны одной медали, то есть наши дети скучают только по тем людям, с которыми им хочется быть рядом.

3. Отношения это щит, оберегающий от эмоциональных травм. Одна из проблем у детей — это большой диапазон эмоций и чувств, которые они испытывают, и их способность быть глубоко ранеными и уязвленными. Быть отвергнутым, не любимым или не желанным, может ранить в самое сердце, но все это компенсируется заботливыми отношениями со взрослым.

Когда ребенка больше заботит то, каким видит его взрослый, то ранящие поступки его сверстников и других взрослых, скорее всего, не будут причинять такой глубокой боли.

Ключ к психологической устойчивости и выживанию в условиях стресса и невзгод у детей зависит от наличия по крайней мере одного сильного, заботливого и эмоционально доступного взрослого, который может утешить, обеспечить чувство стабильности, тепла и который сможет направлять ребенка и примет детские слезы и грусть, когда это будет нужно.

Дети должны быть привязаны к взрослым потому, что это дает взрослым возможность сохранять и защищать эмоциональное здоровье ребенка.

4. Инстинкт отстраняться вместо инстинкта привязанности. Точно так же, как человеческие существа наделены инстинктами искать связи с другими, им также присущ инстинкт отстраняться, когда присутствует угроза разделения или нанесения ран. Если переживания о ком-то или о чем-то заставляют ребенка страдать, мозг может обратить вспять инстинкты привязанности и заставить его отталкивать этого взрослого.

Например, отец, пришедший ко мне на прием, рассказывал, как сын презирал его, поступал наперекор, насмехался, сопротивлялся, возражал или дерзил, — иными словами, воспитание превратилось в кошмар.

Когда ребенок отстраняется, последующим за этим поведением может быть очень трудно управлять, и это обычно приводит к большему разделению между взрослым и ребенком. Цель состоит в том, чтобы сосредоточиться на восстановлении отношений, при этом имея дело с вызывающим и провокационным поведением.

5. Деперсонализация привязанности. Привязанности могут стать обезличенными — это означает, что вместо поиска контакта и близости, чувства принадлежности, значимости, любви или того, чтобы быть познанным конкретным человеком, происходит разворот к менее личностным формам связи.

Кто-то может начать коллекционировать вещи, вместо того чтобы искать чувство принадлежности к кому-то. Кто-то может искать значимость в группах, на рабочем месте, через постоянные достижения, или стремления, или через социальные сети – все это на один шаг отстоит от тесной социальной связи с человеком.

Обезличенные привязанности — это попытка мозга устроить общение с другими таким образом, чтобы это было менее уязвимо и обеспечивало буферную зону на случай потенциального ранения в результате разделения.

Слишком часто бывает так, что, когда наши дети действуют непонятным или не принятым в обществе образом, мы в первую очередь сосредотачиваемся непосредственно на их поведении. Что мы упускаем, так это потребность ребенка в привязанности и эмоциональные причины, которые приводят к проблемному поведению.

Хотя мы не можем мириться с неприемлемым поведением наших детей, мы можем действовать в защиту отношений и использовать их же, чтобы повлиять на ребенка и направить его в другое русло. Если бы мы рассматривали наши самые большие проблемы со своими детьми как проблемы привязанности, вероятно, мы были бы ближе к основной причине и к тому, чтобы двигаться с ними в правильном направлении.

При подготовке материала использована информация из курса Г. Ньюфелда «Пазл привязанности», Институт Ньюфелда, г. Ванкувер, Канада.

Дебора Макнамара

Перевод Виктории Кузнецовой

Редактура Татьяны Безбородовой


Источник: https://macnamara.ca/portfolio/five-things-that-you-might-not-know-about-attachment-between-parents-and-kids/

Фото: photogenica.ru

Дорогие читатели, вот еще несколько статей для погружения в тему привязанности.

Похожие сообщения

Сайт «Заботливая Альфа» существует с 2013 года с целью поддержки родителей и специалистов, которые растят и обучают детей в русле теории развития на основе привязанности.
Наш сайт представляет собой библиотеку, в которой собрано большое количество научных исследований, интервью, теоретических статей и историй из личного опыта родителей, педагогов, психологов.
© 2013-2022 Alpha-parenting.ru Все права защищены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. При перепечатке материалов гиперссылка на сайт обязательна.