Как привлечь игру в нашу жизнь

Kak-privlech-igru-v-nashu-zhizn.jpg

Игра это не только удовольствие, но и истинная потребность как для детей, так и для взрослых. О ее целебных свойствах, а также о том, как привлечь игру в нашу жизнь, статья Хезер Фергюсон, психолога-консультанта, преподавателя Института Ньюфелда в Канаде.

Мои детские воспоминания так или иначе связаны c бесконечными играми в кошки-мышки, прятки и вечной беготней наперегонки с моими братьями. Мы проводили много времени с палатками на природе, ловили ящериц в водопроводном коллекторе, удили рыбу в далеких реках и играли в Марко Поло каждый раз, когда ходили купаться.

Мой отец был прекрасным рассказчиком, его выдуманные истории о медведях гризли, стремительно ныряющих за огромными лососями в водах далеких рек, о которых мы могли только мечтать, будоражили наше воображение. Он проводил кучу времени, играя с нами в салки, и они с братьями объявляли мне по 13 страйков в бейсболе, просто для того, чтобы дать мне поиграть.

Все эти занятия могут показаться несерьезными и даже бессмысленными, и тем не менее, большинство их нас интуитивно признают, что игра – это важнейшая часть детства, и большинство взрослых и до сих пор помнят свои детские игры и похождения. Почему же в наше время игра стала исчезающим видом деятельности и какова цена детства – или жизни – без игры?

Альфа-дети

Игра имеет огромный терапевтический и развивающий эффект, однако, отчасти потому что этот результат невозможно увидеть мгновенно, отчасти из-за того, что она создает много шума и суеты, мы все больше и больше пренебрегаем ею в пользу работы над достижением целей и повышением эффективности.

Незаметная на первый взгляд и ничем не примечательная, игра является ключом к выстраиванию взаимоотношений с детьми и их воспитанию. Игра пробуждает жажду знаний и зажигает творчество. Игра уменьшает противление, создавая безопасную среду для воспитания и обучения, превращая работу в игру и поддерживая в наших детях способность учиться. 

Игра – это также природный психотерапевт, дающий выход проблемным эмоциям, которые могут принести вред в реальной жизни, но теряют свою токсичность в игре: представьте себе дошкольника, которому доставляет удовольствие снова и снова разрушать песчаные замки или башни из кубиков.

Как только внутри возникают сильные эмоции, они ищут выход. Игра – это безопасный способ выразить их без последствий. Игра помогает тревожным детям расслабиться, она дает выход фрустрации, помогает найти решение проблемы. Игра учит заботе, в ней можно испытать потерю или отвержение, но это будет не «взаправду». 

В современной жизни мы называем игрой многие виды деятельности, которые являются скорее суррогатом игры, не способствуют ни развитию, ни установлению отношений, ни исцелению. В соответствии с теорией развития Гордона Ньюфелда, истинная игра имеет 6 признаков:

  1. Это не работа (то есть игра не ориентирована на цель, мы играем ради процесса).
  2. Игра происходит не взаправду (это мир «понарошку», плод фантазии, выдумки, воображения).
  3. Игра экспрессивна (в игре мы выражаем себя, процесс идет изнутри наружу, игра дает выход эмоциям).
  4. Игра безопасна для эмоций (в игре не ранятся чувства, заботящийся взрослый всегда рядом).
  5. Игра свободна для входа и выхода (никого нельзя заставить играть).
  6. Ребенок вовлечен в игру (игра не всегда происходит ради удовольствия, как, например, в случае, когда ребенок снова и снова проигрывает травмирующий опыт пребывания в больнице).

После праздников или каникул наши дети часто оказываются обладателями гор игрушек, но при этом у них почти исчезает истинная игра. Некоторые дети (и взрослые) заняты игрой в новые гаджеты, однако это нельзя назвать истинной игрой. Социальные сети часто оказываются местом, где ранятся эмоции и где люди стараются понравиться, «вписаться» или оказаться значимыми.

Время, проведенное за экраном, может дать сиюминутное утоление жажды отношений, однако оно не удовлетворяет потребность, лежащую в основе этой жажды. Видеоигры используют систему нейронных связей в мозге, которая отвечает за нашу потребность в привязанности, посылая ребенку сигнал, который ощущается как состояние контакта и близости, но в действительности является суррогатом.

В этом смысле видеоигры очень увлекательны, однако играющий, как правило, работает над достижением каждого следующего уровня, стремясь получить еще и еще. Исследования утверждают, что видеоигры вызывают такую же зависимость, как сигареты или алкоголь.

Истинная игра же, напротив, не вызывает привыкания. В действительности, лучший способ проверить, является ли то, чем увлечен ваш ребенок, истинной игрой, – это посмотреть, зациклен ли он на этой деятельности, стремится ли он к ней любыми способами, бросает ли он другие дела ради нее, может ли он контролировать себя в этом? Истинная игра приносит удовлетворение и напитывает, дает возможность достичь глубокого психологического покоя – одного из базовых условий для развития.

Дети и гаджеты: от зависимости к балансу

Игра на фортепиано с целью достижения определенного мастерства, так же как и игра в футбол с целью одержать победу, не является истинной игрой. В истинной игре нас увлекает сам процесс, а не результат. Подтрунивание и возня со щекоткой могут быть истинной игрой, если они не ранят эмоции, все участвуют в игре по доброй воле и получают удовольствие; естественно, подтрунивание и щекотка могут и не быть истинной игрой, если задеты чувства или кто-то из участников не хочет в ней участвовать.

К счастью, детям не нужны игрушки, чтобы играть; некоторые игрушки даже мешают игре! Слава Богу, это не про «правильность» игрушек и их количество. «Иди поиграй!» – восклицаем мы, кивая на игрушки, ожидая, что ребенок займет себя сам.

К несчастью, истинную игру нельзя начать по команде – она должна возникнуть сама. Но все-таки мы можем кое-что сделать – а именно, подготовить условия, чтобы это случилось. Иногда достаточно просто подмигнуть, придать лицу игривое выражение, завладеть вниманием с помощью шутки или, смеясь, надеть маску, какой-нибудь дурацкий колпак, запеть, станцевать или притвориться кем-нибудь.  

Отношения – это наша первостепенная человеческая потребность; дети должны быть свободны от нужды в отношениях, чтобы дерзнуть стать русалками, пиратами и драконами. Мы должны предвосхищать их стремление к контакту и близости, чтобы их мозг мог отключиться от работы над привязанностью и найти покой в игре.

ИНТЕНСИВ 1

Нам также необходимо обеспечить пространство для рождения истинной игры, свободное от отвлекающих и развлекающих средств. Кроме того, наша задача – сделать пространство игры безопасным для чувств и эмоций.

Игра – это занятие не только для малышей. Один из самых распространенных вопросов, которые мне задают, это какие занятия для подростков можно назвать игрой. Подростковый возраст – это время, когда мы должны оставить своим детям некоторое количество свободного места в их жизни, чтобы они могли наполнить его собой – своими идеями, музыкой, стихами или художественными произведениями, вместо того чтобы заполнять всё время развлечениями, приходящими извне.

Детство предназначено для того, чтобы создать в своей душе «площадки для игры» для эмоций, которое подростки и взрослые могли бы использовать себе на благо всю дальнейшую жизнь. Если вы умеете играть на пианино, тогда с помощью игры вы, разумеется, можете выражать свои эмоции и душевные порывы.

Подростковые рисунки, музыка или художественные произведения могут принимать мрачные, грубые или унылые формы; это позволяет давать выход соответствующим чувствам и дает пространство для выплеска и последующей трансформации сложных эмоций.

Мы не должны налагать на игру те же ограничения, которые существуют у нас в реальной жизни, – какой бы грубой и беспорядочной она ни была, будь то дворовый футбол или баскетбол, игры в «войнушку» или всевозможные игры-преследования вроде игр в полицейских – все это игры, которые воспитывают нас и делают цивилизованными людьми.

Если говорить о взрослых, способность к игре – это то, что может помочь нам восстановить силы, оживить наши взаимоотношения с близкими, вернуть себе радость жизни. Игривые люди обычно кажутся нам более привлекательными, и, по мнению исследователя игры Старта Брауна, партнеры, которые играют вместе, имеют больше шансов остаться вместе. Когда роман переходит в супружество, а супружество в родительство, у нас возникает столько забот и проблем, что они вытесняют игру даже из самых лучших взаимоотношений.

Привнесение игры в отношения – это лучшая инвестиция в них, о которой часто забывают после свадьбы. Однако одна из наших важнейших задач – выкраивать, подобно подросткам, время и место для игры, отодвигая работу, наши родительские обязанности, и – нас взрослых это тоже касается – откладывая в сторону миллиарды соблазнов мира развлечений, игр-суррогатов и наше стремление достигать целей и быть эффективными.

В прежние времена пространство для игры сохранялось в разных культурных традициях в форме семейных обедов, Шаббата, воскресных прогулок всей семьей, танцевальных площадок; однако в современной жизни многие из нас потеряли эти традиции, которые позволяли впустить игру в нашу жизнь.

Наше семейное благополучие могли бы поддержать ежедневные игры-ритуалы для спуска негативных эмоций, еженедельные игры для укрепления привязанности внутри семьи (вечерние игры всей семьей, складывание паззлов, рукоделие, выезды на природу или путешествия, танцевальные и музыкальные вечеринки) и ежемесячные или сезонные игры, которые помогут восстановиться и поддержат духовную близость. Нам нужно создать условия, чтобы дать возможность игре прийти в нашу жизнь.

Хезер Фергюсон, психолог-консультант, преподаватель Института Ньюфелда в Канаде

Перевод Ольги Шишкиной

Редактура Надежды Шестаковой

Источник
: https://heatherfergusonconsulting.com/setting-the-stage-for-play-to-find-us/

Фото: photogenica.ru

Дорогие читатели, вот еще несколько статей об игре для вас.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *