Игра – это не только удовольствие, но и истинная потребность как для детей, так и для взрослых. О ее целебных свойствах, а также о том, как привлечь игру в нашу жизнь, статья Хезер Фергюсон, психолога-консультанта, преподавателя Института Ньюфелда в Канаде.
Мои детские воспоминания так или иначе связаны c бесконечными играми в кошки-мышки, прятки и вечной беготней наперегонки с моими братьями. Мы проводили много времени с палатками на природе, ловили ящериц в водопроводном коллекторе, удили рыбу в далеких реках и играли в Марко Поло каждый раз, когда ходили купаться.
Мой отец был прекрасным рассказчиком, его выдуманные истории о медведях гризли, стремительно ныряющих за огромными лососями в водах далеких рек, о которых мы могли только мечтать, будоражили наше воображение. Он проводил кучу времени, играя с нами в салки, и они с братьями объявляли мне по 13 страйков в бейсболе, просто для того, чтобы дать мне поиграть.
Все эти занятия могут показаться несерьезными и даже бессмысленными, и тем не менее, большинство их нас интуитивно признают, что игра – это важнейшая часть детства, и большинство взрослых и до сих пор помнят свои детские игры и похождения. Почему же в наше время игра стала исчезающим видом деятельности и какова цена детства – или жизни – без игры?
Игра имеет огромный терапевтический и развивающий эффект, однако, отчасти потому что этот результат невозможно увидеть мгновенно, отчасти из-за того, что она создает много шума и суеты, мы все больше и больше пренебрегаем ею в пользу работы над достижением целей и повышением эффективности.
Незаметная на первый взгляд и ничем не примечательная, игра является ключом к выстраиванию взаимоотношений с детьми и их воспитанию. Игра пробуждает жажду знаний и зажигает творчество. Игра уменьшает противление, создавая безопасную среду для воспитания и обучения, превращая работу в игру и поддерживая в наших детях способность учиться.
Игра – это также природный психотерапевт, дающий выход проблемным эмоциям, которые могут принести вред в реальной жизни, но теряют свою токсичность в игре: представьте себе дошкольника, которому доставляет удовольствие снова и снова разрушать песчаные замки или башни из кубиков.
Как только внутри возникают сильные эмоции, они ищут выход. Игра – это безопасный способ выразить их без последствий. Игра помогает тревожным детям расслабиться, она дает выход фрустрации, помогает найти решение проблемы. Игра учит заботе, в ней можно испытать потерю или отвержение, но это будет не «взаправду».
В современной жизни мы называем игрой многие виды деятельности, которые являются скорее суррогатом игры, не способствуют ни развитию, ни установлению отношений, ни исцелению. В соответствии с теорией развития Гордона Ньюфелда, истинная игра имеет 6 признаков:
- Это не работа (то есть игра не ориентирована на цель, мы играем ради процесса).
- Игра происходит не взаправду (это мир «понарошку», плод фантазии, выдумки, воображения).
- Игра экспрессивна (в игре мы выражаем себя, процесс идет изнутри наружу, игра дает выход эмоциям).
- Игра безопасна для эмоций (в игре не ранятся чувства, заботящийся взрослый всегда рядом).
- Игра свободна для входа и выхода (никого нельзя заставить играть).
- Ребенок вовлечен в игру (игра не всегда происходит ради удовольствия, как, например, в случае, когда ребенок снова и снова проигрывает травмирующий опыт пребывания в больнице).
После праздников или каникул наши дети часто оказываются обладателями гор игрушек, но при этом у них почти исчезает истинная игра. Некоторые дети (и взрослые) заняты игрой в новые гаджеты, однако это нельзя назвать истинной игрой. Социальные сети часто оказываются местом, где ранятся эмоции и где люди стараются понравиться, «вписаться» или оказаться значимыми.
Время, проведенное за экраном, может дать сиюминутное утоление жажды отношений, однако оно не удовлетворяет потребность, лежащую в основе этой жажды. Видеоигры используют систему нейронных связей в мозге, которая отвечает за нашу потребность в привязанности, посылая ребенку сигнал, который ощущается как состояние контакта и близости, но в действительности является суррогатом.
В этом смысле видеоигры очень увлекательны, однако играющий, как правило, работает над достижением каждого следующего уровня, стремясь получить еще и еще. Исследования утверждают, что видеоигры вызывают такую же зависимость, как сигареты или алкоголь.
Истинная игра же, напротив, не вызывает привыкания. В действительности, лучший способ проверить, является ли то, чем увлечен ваш ребенок, истинной игрой, – это посмотреть, зациклен ли он на этой деятельности, стремится ли он к ней любыми способами, бросает ли он другие дела ради нее, может ли он контролировать себя в этом? Истинная игра приносит удовлетворение и напитывает, дает возможность достичь глубокого психологического покоя – одного из базовых условий для развития.
Игра на фортепиано с целью достижения определенного мастерства, так же как и игра в футбол с целью одержать победу, не является истинной игрой. В истинной игре нас увлекает сам процесс, а не результат. Подтрунивание и возня со щекоткой могут быть истинной игрой, если они не ранят эмоции, все участвуют в игре по доброй воле и получают удовольствие; естественно, подтрунивание и щекотка могут и не быть истинной игрой, если задеты чувства или кто-то из участников не хочет в ней участвовать.
К счастью, детям не нужны игрушки, чтобы играть; некоторые игрушки даже мешают игре! Слава Богу, это не про «правильность» игрушек и их количество. «Иди поиграй!» – восклицаем мы, кивая на игрушки, ожидая, что ребенок займет себя сам.
К несчастью, истинную игру нельзя начать по команде – она должна возникнуть сама. Но все-таки мы можем кое-что сделать – а именно, подготовить условия, чтобы это случилось. Иногда достаточно просто подмигнуть, придать лицу игривое выражение, завладеть вниманием с помощью шутки или, смеясь, надеть маску, какой-нибудь дурацкий колпак, запеть, станцевать или притвориться кем-нибудь.
Отношения – это наша первостепенная человеческая потребность; дети должны быть свободны от нужды в отношениях, чтобы дерзнуть стать русалками, пиратами и драконами. Мы должны предвосхищать их стремление к контакту и близости, чтобы их мозг мог отключиться от работы над привязанностью и найти покой в игре.
Нам также необходимо обеспечить пространство для рождения истинной игры, свободное от отвлекающих и развлекающих средств. Кроме того, наша задача – сделать пространство игры безопасным для чувств и эмоций.
Игра – это занятие не только для малышей. Один из самых распространенных вопросов, которые мне задают, это какие занятия для подростков можно назвать игрой. Подростковый возраст – это время, когда мы должны оставить своим детям некоторое количество свободного места в их жизни, чтобы они могли наполнить его собой – своими идеями, музыкой, стихами или художественными произведениями, вместо того чтобы заполнять всё время развлечениями, приходящими извне.
Детство предназначено для того, чтобы создать в своей душе «площадки для игры» для эмоций, которое подростки и взрослые могли бы использовать себе на благо всю дальнейшую жизнь. Если вы умеете играть на пианино, тогда с помощью игры вы, разумеется, можете выражать свои эмоции и душевные порывы.
Подростковые рисунки, музыка или художественные произведения могут принимать мрачные, грубые или унылые формы; это позволяет давать выход соответствующим чувствам и дает пространство для выплеска и последующей трансформации сложных эмоций.
Мы не должны налагать на игру те же ограничения, которые существуют у нас в реальной жизни, – какой бы грубой и беспорядочной она ни была, будь то дворовый футбол или баскетбол, игры в «войнушку» или всевозможные игры-преследования вроде игр в полицейских – все это игры, которые воспитывают нас и делают цивилизованными людьми.
Если говорить о взрослых, способность к игре – это то, что может помочь нам восстановить силы, оживить наши взаимоотношения с близкими, вернуть себе радость жизни. Игривые люди обычно кажутся нам более привлекательными, и, по мнению исследователя игры Старта Брауна, партнеры, которые играют вместе, имеют больше шансов остаться вместе. Когда роман переходит в супружество, а супружество в родительство, у нас возникает столько забот и проблем, что они вытесняют игру даже из самых лучших взаимоотношений.
Привнесение игры в отношения – это лучшая инвестиция в них, о которой часто забывают после свадьбы. Однако одна из наших важнейших задач – выкраивать, подобно подросткам, время и место для игры, отодвигая работу, наши родительские обязанности, и – нас взрослых это тоже касается – откладывая в сторону миллиарды соблазнов мира развлечений, игр-суррогатов и наше стремление достигать целей и быть эффективными.
В прежние времена пространство для игры сохранялось в разных культурных традициях в форме семейных обедов, Шаббата, воскресных прогулок всей семьей, танцевальных площадок; однако в современной жизни многие из нас потеряли эти традиции, которые позволяли впустить игру в нашу жизнь.
Наше семейное благополучие могли бы поддержать ежедневные игры-ритуалы для спуска негативных эмоций, еженедельные игры для укрепления привязанности внутри семьи (вечерние игры всей семьей, складывание паззлов, рукоделие, выезды на природу или путешествия, танцевальные и музыкальные вечеринки) и ежемесячные или сезонные игры, которые помогут восстановиться и поддержат духовную близость. Нам нужно создать условия, чтобы дать возможность игре прийти в нашу жизнь.
Хезер Фергюсон, психолог-консультант, преподаватель Института Ньюфелда в Канаде
Перевод Ольги Шишкиной
Редактура Надежды Шестаковой
Источник: https://heatherfergusonconsulting.com/setting-the-stage-for-play-to-find-us/
Фото: photogenica.ru
Дорогие читатели, вот еще несколько статей об игре для вас.