Как говорить с детьми о происходящем

Photogenica-PHX5121635-1.jpg

Как родители могут помочь детям и как говорить с детьми о происходящем (для тех, кто находится вне зоны боевых действий) — статья Юлии Варлаковой.

ГОВОРИТЬ ИЛИ НЕ ГОВОРИТЬ О ПРОИСХОДЯЩЕМ? Говорить. Вы не сможете скрыть от ребенка то, что что-то происходит. Если вы переживаете, обсуждаете происходящее в семье, читаете новости, а перед ребёнком держите «лицо», говоря, что всё хорошо и ничего не случилось, скорее всего, он всё равно почувствует напряжение в семье.

Дети не владеют информацией, их мозг в силу незрелости не способен интегрировать сложные конструкции, поэтому, скорее всего, попытку скрыть он примет либо на личный счёт (я виноват), либо додумает сам из обрывков услышанного всяческие ужасы.

Естественно, годовалому малышу рассказывать смысла нет. Но в более-менее осмысленном возрасте я бы не скрывала информацию. Не надо только показывать видео, рассказывать подробности смертей и т.д. Краткость, сострадание, открытость и теплота к ребенку — лучшие друзья родителям сейчас.

Альфа-дети

КАК И ЧТО ГОВОРИТЬ? Простыми, короткими и понятными ребёнку словами. Наша первая и главная задача — дать им ощущение безопасности и возможности опираться на нас. Цель — не донести политические взгляды ребенку (чтобы он их усвоил), не ругать власть и происходящее, не показывать бессилие и ярость, а найти те слова, которые будут ему понятны и доступны, дадут опору.

Все ваши сложные и насыщенные чувства лучше выносить во взрослое пространство и не перегружать ими ребёнка. Вы можете найти любые слова, которые созвучны вам. Например, вы можете сказать: «Родной, сейчас сложная ситуация, происходит вот это и вот это (замените на подходящие вашему ребенку и его возрасту слова)…. Многие сейчас стараются для того, чтобы всё решить. Мы здесь сейчас в безопасности. Я с тобой, я рядом, и даже когда я переживаю или нервничаю, дело не в тебе».

Важно такими же простыми словами ответить на все ВОПРОСЫ РЕБЕНКА. Сказать ему, что если ему будет тревожно/страшно, или если он захочет спросить, он всегда может прийти к вам.

Почему важно сказать ребенку, что ДЕЛО НЕ В НЁМ? Горячий пример, сегодня я проводила консультацию, пишу с согласия клиентки. Вчера ребёнок (5 лет) видел встревоженных родителей, чувствовал напряжение, но не знал, что происходит. Ночью ему приснился плохой сон про смерть. С утра он проснулся, услышал из обсуждения родителей слово “война”, спросил: «Убивают ли там людей?», замкнулся, потом началась истерика. Оказалось, что ребёнок подумал, что все началось из-за того, что ему приснился плохой сон — а значит, он виноват в случившемся. Психика часто спасается от бессилия уходом в вину. Потому что если я виноват, то хотя бы можно постараться исправить. Дети могут так не думать осознанно, но бессознательно часто происходит именно так. Поэтому лучше проговорить то, что ребенок ни при чём.

ЛЮБЫЕ ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА ребенка по этому поводу нормальны. Не убеждайте, что он зря боится, что он что-то придумал и т.д. Просто будьте с ним в этих чувствах. А если он плачет — не старайтесь побыстрее успокоить. Слёзы сейчас важны, как никогда, они помогают выплакать то, что не выражено иначе, понижают уровень стресса и помогают пережить то, чего ребёнок не может изменить. Слезы сейчас — это хорошо.

Как помочь ребёнку почувствовать себя в большей безопасности

  • Как можно больше физического контакта. Объятия, поглаживания ребенка по контурам его тела, массаж, телесные игры. Совместно посидеть под пледом, укутав себя и его.
  • Всё осязаемое и физическое: вкусная еда (особенно совместное приготовление, но можно и просто поесть), тёплые вкусные напитки, любимые игрушки под рукой.
  • Максимально сохранять привычный ритм жизни, ваши ритуалы и рутины: объятия и разговоры, почитать книгу перед сном, поиграть в настолки, вместе почистить зубы, делать что-то приятное — всё то, что вы делаете обычно с ребёнком.
  • Ребёнок гораздо больше напитывается близостью не тогда, когда он её попросил, а когда мы проявляем инициативу первыми. Завладевание вниманием — самый простой способ. Первыми поймать взгляд, улыбнуться, кивнуть, сказать что-то приятное, проявить интерес к тому, что делает ребёнок и т.д. Как можно чаще, несколько раз в день, хотя бы на несколько секунд инициировать контакт первыми.
  • Обеспечить ребёнку больше сна и отдыха. Максимально снизить учебную нагрузку, посещение слишком эмоционально насыщенных для ребёнка мероприятий, а также снизить свои личные ожидания (любые, например о порядке в доме и т.д.).
  • Позаботьтесь о возможности играть и заниматься творчеством. Даже если ребенок играет в военные игры, громит и рушит лего или рисует черным цветом — это нормально. Именно в игре дети могут прожить и выразить свои эмоции в безопасной среде.
  • Совместные игры тоже очень помогают, даже самые простые. Прятки, догонялки, жмурки, норки (в которых вы прячетесь вместе с детьми), сражения подушками (бумажными снежками, поролоновыми мечами и т.д.), игры в шпионов, принцесс и драконов, королей и подданных, подвижность, крики и т.д. — всё это помогает снизить напряжение, выразить многие эмоции безопасно, калибровать тревогу, пережить ощущение бессилия и т.д.
  • Ещё помогают игры на дыхание — дуть на что-то, надувать шарики, задувать свечки, представлять себя воздушным шаром или потоком ветра (пусть ребёнок дует на вас, а вас как будто сдувает). Рисование кисточками и руками, лепка и любое творчество. Посадить, пересадить или поухаживать за растениями и т.д.
  • Если вы не сдержались и сорвались, накричали, вышли из себя — как только почувствуете себя лучше, восстановите отношения с ребенком, дайте знать, что он не виноват, выразите свои сожаления и продолжайте дальше заботиться о нём.
  • И пожалуйста, будьте бережны не только к ребенку, но и к СЕБЕ.

Юлия Варлакова

Фото: photogenica.ru

Дорогие читатели, вот еще несколько статей в поддержку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *