Кричи громче, но с пользой для развития речи

от yfurdak
громче

Анна Фаттахова, мама особого ребенка, делится своим опытом обучения речи через игру и отношения.

Ребенок не говорит — однозначно нужен специалист, но и родители могут многое. Наш сын не говорил до 7 лет. Мы дома целенаправленно валяем дурака годами и уже видимо не остановимся. Стимулировать развитие речи у детей весело — присоединяйтесь!

При обычной скорости развития ребенок самостоятельно проходит все простые этапы и методы, но при задержке речи требуется помощь родителей и терпение годами поддерживать интерес к процессу.

Разбудить желание выражать себя голосом — это самая первая, но и самая сложная задача. У специалистов в арсенале профессиональные знания, а у родителей свои козыри, которые недоступны даже самым крутым логопедам:

  • ВРЕМЯ

Урок любого специалиста ограничен временем и Вашими финансовыми возможностями. Преимущество родителей, что они могут использовать самые работоспособные минуты в расписании дня, а главное получить результат регулярностью и частотой занятий. Помните, количество обязательно переходит в качество! Этот принцип работает на 100%

  • ЭМОЦИИ

Родители лучше знают своего ребёнка, и нам проще выбрать то, какая тема гарантированно заинтересует и в самый правильный момент расположения духа.

  • АВТОРИТЕТ

Ребенок обожает своих родителей. Делать что-то вместе, заработать похвалу, смеяться — это большая радость. Важное условие
— искренность взрослых. Выбирайте только то, что Вам самим нравится. Фальшь наши дети чувствуют мгновенно.

  • РЕЗУЛЬТАТ

Если Вы не заметите никаких улучшений в речи ребёнка, то Вашим итогом останутся совместные воспоминания о проведенном веселом времени. Плюс бонусом уверенность, что Вы не были лежачим камнем в ожидании воды. Поверьте, это очень греет и спасает родителей от чувства вины, когда сверстники детей развиваются быстрее и успешнее. Когда я сейчас рассказываю про наш первый опыт, то смеюсь и плачу.

Ребенок не говорит, значит надо помочь ему попробовать звуки на вкус, почувствовать речь, прожить слова телом. Со своим сыном я использовала то, что мне удобно и интересно вместе делать. Смело меняйте под себя или вычеркивайте лишнее. Здесь самое главное
— поймать вдохновение и сбежать от игры «ученик—учитель». Вот несколько ключевых моментов.

Акустика

Найдите помещения с хорошей акустикой, которые усиливают звуки в несколько раз. Пустые подземные переходы, многоэтажные парковки, парадные подъезды старых домов, спортзалы или лес с самым долгим эхом. Важно, чтобы Вы сами не стеснялись покричать в этом месте.

Начните издавать первые звуки руками и ногами: похлопать, потопать. Обратите внимание на эхо от действий, предложите ребенку повторить. Хвалите, смейтесь и прыгайте от радости при малейшем успехе. Если начнёт повторять, то считайте, что половина победы у Вас в кармане.

Не спешите на этом этапе. Некоторым особым детям из-за проблем с моторикой проще дать что-то кидать. Запаситесь, например, небольшими металлическими мисками и швыряйте их с грохотом поочередно. Это очень весело и параллельно помогает избавиться от внутреннего напряжения, если кидать от души, со всей силой и удовольствием.

Потом постепенно попробуйте добавлять к действию голосовые звуки. Радостные «А-а-а! О-о-о! У-у-у!», которые со временем должны перерасти в «ах-ох-ух». Все победные кличи индейцев, крики заблудившихся в лесу, вой сирены и звуки животных просто созданы, чтобы их хотелось повторять. Разрешите себе побаловаться от души, поорать вволю, расслабиться. Главное, не забывайте наблюдать за ребёнком, чтобы не испугать его. Запоминайте, что особенно нравится. Оставляйте паузу и предлагайте повторить за Вами. Не ждите быстрого результата от ребёнка, а получайте удовольствие сами. Именно это чувство заразительно и передаётся детям.

Следующий этап. Разрешите ребёнку быть дирижёром. Он нажимает Вам на пуговицу или машет рукой, а Вы ему — звук буксующего автомобиля или блеяние овечки. Не торопитесь, если сразу не получается. Пробуйте. Как только научится Вами руководить, можно начинать меняться ролями. Если придумать свои жесты для начала и окончания крика, то это в дальнейшем очень пригодится в повседневной жизни.

Сейчас сыну 14 лет, он научился говорить, но любовь к парковкам осталась. Ходим туда петь, когда в выходные дни деловые офисные центры пустые. Речь ещё далека от совершенства, поэтому продолжаем хвалить и поддерживать интерес к таким занятиям.

Микрофон

Домой мы купили своему сыну несколько микрофонов, звуковой пульт с разными эффектами, усилитель и колонки. Такая техническая поддержка помогает открывать свой голос дома, дополняя занятия в помещениях с сильной акустикой или полностью заменяя их, если они невозможны по индивидуальным причинам.

Пока голосовые возможности слабые и ребенок их не применяет для общения, любой способ усилить звуки, сделать их ярче и интереснее стоит использовать.

Наш сын отказывался повторять слова, и сам произносить ничего не пытался. Конечно, были занятия с логопедом, где его вынуждали что-то делать. Но это капля в море, если сравнить с тем временем, которое ребенок начал проводить с микрофоном.

Конечно, сначала мы просто по нему стучали, дули и мычали. Но потихоньку процесс пошёл! При этом, заметьте, не надо было нестись на занятия через весь город и оплачивать их. Наоборот, у мамы появилось свободное время на чашечку кофе.

Дома в знакомой обстановке наедине с микрофоном некоторым детям будет проще пробовать новое, если родители покажут, что и как делать. Для разнообразия можно приобрести звуковой пульт, на котором включаются разные эффекты: долгое эхо, дрожание, повтор.

Пароли

Все специалисты советуют побольше разговаривать с детьми и читать им книги, чтобы происходило пассивное пополнение речи. Но иногда родители говорят слишком много, и малышу сложно выделить отдельные важные слова.

Нам помогло ввести пароли на самые повторяющиеся действия. Первые такие кодовые обозначения должны быть простыми в произношении и короткими. Важно произносить их четко, показывая артикуляцию ртом, повернувшись лицом к ребенку и глядя в глаза. Например, для восторга и одобрения подойдет: «Ух-ты!», «Вау!», «Супер!»

Выберите только одно и повторяйте его во всех подходящих случаях в течение дня. Многие дети любят автомобиль, и его паролем может стать: «Авто» или «Би-би». После пароля выдерживайте паузу, а потом продолжайте свои эмоциональные и многословные речи, как всегда. Ребенку надо запомнить связь конкретных любимых действий с нужным словом.

Обычно со временем кодовых слов становится больше, и они усложняются в произношении. Что-то ребенок сам придумывает, своё слово какое-то, и Вам остаётся только его закрепить, активно используя каждый день.

Обратите внимание, если после продолжительной практики паролей ребенок даже не пытается их произносить, то Вам стоит задуматься об использовании альтернативной коммуникации (жесты, карточки PECS). Многим детям необходимо визуальное восприятие слов. Иногда родители боятся использовать такие методы, думая, что лишат ребёнка желания произносить слова. Но это заблуждение опровергается опытом многих знакомых семей, а, главное, выстраивание общения любым доступным способом даёт огромный скачок в развитии.

Иногда пароли могут быть очень странные. У нашего сына вся еда и самое желание кушать выражалось коротким «кх», который имитировал звук тостера, когда хлеб готов. А жест «один указательный палец» означал — последний раз, ещё чуть-чуть. Если что-то искал или уже нашел, то значит «ку-ку». Мама и папа имели общее имя «мапа», сестра София была просто «Ия».

Стадионы и концертные залы

Наш сын не умел общаться с чужими людьми, но большая толпа и массовые мероприятия притягивали внимание каким-то волшебным магнитом. Страшно, но очень хочется.

Какое же было счастье, когда он освоил правила поведения активных болельщиков и благодарных зрителей! Уникальная возможность покричать хором, когда сам голос не слышишь, отличное упражнение для силы и долготы звука. Со временем, мы очень хорошо натренировались. Сейчас его аплодисменты, крики «гол», «бис» и «браво» радуют не только родителей, сидящих рядом, но и спортсменов—артистов на любом расстоянии!

Нам повезло иметь в шаговой доступности городской стадион с футбольным полем, а также Академию музыки и театра Эстонии с многочисленными концертами студентов. Но первый опыт хорового скандирования сын получил на свадьбе моей сестры. Гости кричали «Горько!», каждые пять минут. Ребенок закрывал уши руками, пробовал плакать, прятаться за папу, а потом смирился и присоединился к общим крикам.

Конечно, слово четко он не выговаривал, больше просто интонация и ритм, но мы были рады. После свадьбы, приходя в любой дом в гости, когда все замолкали перед первым тостом, сын успевал первым вставить своё коронное «Горько!» Мы подхватывали и хозяевам приходилось играть роль жениха и невесты на радость ребенку.

В обычных ситуациях ребенку сложно разобраться, как себя вести и общаться с чужими людьми, а на стадионе или в концерном зале правила очень простые и легко усваиваются. Практиковаться можно хоть каждый день, закрепляя полученные навыки и тренируя силу голоса. Плюс можно получить дополнительные бонусы и начать разбираться в происходящем.

Мы чаще ходили на концерты, поэтому выработали музыкальный вкус, как у сына, так и у мамы. Про это стоило бы написать отдельно, так как тем очень важная!

Стихи и песни

Наверное, в каждом доме есть книжка Агнии Барто, а может кто-то и помнит эти детские стишки наизусть. Это была единственная книга, которую сын разрешал читать. В других просто смотрел картинки, один или вместе с родителями, но без озвучивания текста.
Просто повторять слова сын отказывался, а вот при чтении этих стишков, когда мы делали паузу в конце строчки, он пробовал мычать окончание.

Я люблю свою лошад-КУ…

А потом вернемся к ма-МЕ…

Сейчас я упа-ДУ…

Через какое-то время уже можно было вполне чётко расслышать простые слоги в конце строчек. Но старания было мало, если честно. И тогда мы стали объявлять чтение стихов, как отдельный номер. Сын не говорил и окружающие не обращались к нему, зная, что он сможет ответить. Это отсутствие внимания видимо беспокоило нашего парня, а публичные выступлениями помогли самореализации.

Мы объявляли его выступление, мама читала стихотворение, сын вставлял окончания и утопал в аплодисментах. Со временем он смог произносить полностью последнее слово, пусть и не очень четко.
Параллельно мы начали ходить на хор, когда сын ещё не говорил. Сначала он интонировал голосом и мычал, но очень хорошо попадал в ритм и ноты. Через год примерно пришли первые окончания в конце фраз.

И опять главным двигателем прогресса служили выступления и концерты. Ради признания публики появлялось желание стараться. К этому пункту полезной программы очень хорошо подходят описанные выше микрофоны, так как помогают сделать окончания в стихах и песнях гвоздем любого домашнего выступления, усиливая громкость начинающих артистов.

Если зрителей рядом недостаточно, то поможет запись видео. Их можно отправить родственникам в разные города или поделиться в социальных сетях с друзьями, чтобы ребенку получить много комплиментов.

Наш сын любит пересматривать видео, где он участвовал лично. Все дедушкины юбилеи, свадьба моей сестры, праздничные концерты в школе или просто сюжеты в телефоне возвращают к пережитым эмоциям и позволяют увидеть со стороны свои достижения. Сейчас сын уже сам умеет снимать, придумывает разные игры и роли, озвучивает игрушки и использует музыкальные инструменты.

В настоящее время мы продолжаем использовать пение как тренировку для речи. Если раньше сын просто мычал под чужое пение, то потом стали прорываться отдельные слова и окончания. Теперь он может подпевать и в более быстром темпе. У нас огромная коллекция дисков, которую постоянно пополняем. Какую начать тренировать песню, сколько дней или месяцев ей посвятить, всегда выбирал только он сам. Первые видео записывали взрослые, а теперь наша помощь не нужна.

У сына отдельная страсть проявилась в выстраивании сложной цепи воспроизведения музыки. Чем больше техники можно связать между собой проводами и микрофонами, тем больше радости. У нас дома два проигрывателя дисков, несколько разных колонок, звуковой пульт, проигрыватель пластинок. Всё это собирается в единую систему, понятную только сыну!

Вместо заключения для тех, кто дочитал до конца, кому эта тема важна, я должна обязательно добавить, что всё, перечисленное выше,
— просто наш опыт. Это не панацея. Нам было весело таким способом проводить время, и я поделилась, чтобы вдохновить желание пробовать своё.

Все плохие прогнозы врачей бессильны, пока нам, родителям, интересно с ребёнком. Надо только найти свое «общее дело», а для этого приходится попробовать много-много разного.

Доверяйте прозорливости наших детей! Откровенные глупости оборачиваются порой важным делом, и надо только правильно расслышать подсказки.

Анна Фаттахова

Источник

Фото: photogenica.ru

Дорогие читатели, вот еще несколько статей для вас о важности игры в отношениях с детьми.

Похожие сообщения

Сайт «Заботливая Альфа» существует с 2013 года с целью поддержки родителей и специалистов, которые растят и обучают детей в русле теории развития на основе привязанности.
Наш сайт представляет собой библиотеку, в которой собрано большое количество научных исследований, интервью, теоретических статей и историй из личного опыта родителей, педагогов, психологов.
© 2013-2022 Alpha-parenting.ru Все права защищены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. При перепечатке материалов гиперссылка на сайт обязательна.