Привязанность через уровень ощущений и игра

от editor
игра

Какие игры могут укрепить привязанность с ребенком и напитать его, делится Юлия Колбаскина.

Продолжаю тему привязанности, вплетая мою любимую тему игры.

Человек получает информацию посредством 6 основных органов чувств, иными словами через:

•  глаза (орган зрения) — визуальный канал, 
•  уши (орган слуха) — аудиальный канал,  
•  язык (орган вкуса) — вкусовой канал,
•  нос (орган обоняния) — обонятельный канал,
•  кожу (осязание, ощущение температуры) — тактильный канал,
•  вестибулярный аппарат (чувство равновесия и положения в пространстве, ускорение, ощущение веса) — кинестетический канал.

В том числе информацию о том, что

  • да, меня любят,
  • да, мне рады,
  • да, меня приглашают к существованию,
  • да, к контакту и близости со мной стремятся.

Вся эта информация «проникает», «доносится», «вливается», «впитывается» в нас также посредством этих 6 каналов, через 6 видов ощущений.

В какие же игры можно играть, какие практические вещи можно делать вместе, чтобы донести через эти 6 каналов до детей наше приглашение к существованию, нашу любовь и нежность? И в какие игры с этими каналами связи дети спонтанно играют сами?

1. Визуальный канал — ощущения от «касаний» глазами

Можно, например, играть в гляделки. Правила игры очень простые: два человека садятся друг напротив друга и глядят друг другу в глаза. Кто первый отведет взгляд или моргнет, тот и проиграл.

А можно не играть в гляделки по правилам, но «протягивать» теплый взгляд. Просто так, между делом «дотрагиваться», игриво соприкасаться глазами с ребенком в течение дня.

Едем с детьми в машине, я за рулем. В зеркало заднего вида ловлю взгляд старшего, Герки, улыбаюсь. Вижу как он смягчается, улыбаясь в ответ. Замечаю, как важна для него интимность контакта, только он и я. Я помню эту игру, когда в тайне от других в зеркале заднего вида были только я и папа, и больше ни-ко-го. Когда едешь,и времени так много, что можно долго-долго рассматривать любимое лицо, время от времени встречаясь глазами, передавая и переживая и любовь, и нежность.

2. Тактильный канал — ощущения от прикосновений

Самая простая и веселая игра в прикосновения, приносящая радость и детям, и взрослым — игриво кусать, щекотать или же создавать «пукающие» звуки, выдыхая-выдувая воздух в различные части тела ребенка… ну или просто делать «чмок» как в стихотворении «Хорошо» Маши Рупасовой:

Хорошо иметь сынка,
Щекотать ему бока,
Гладить ножки
И в пупок
Делать
Чмок!

«Угадай, какое это животное?» — игра, спонтанно возникшая в нашей жизни по мотивам игры с прикосновениями из нашего детства «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы». Суть этой игры очень простая: по характеру прикосновений к спинке — силе нажима, траектории и ритму — ребенок или родитель пытается распознать животное. Кто это? Змея? Слон? Кенгуру? Курочка? Кузнечик? Мышка?

Когда мои сыновья были совсем маленькими и только-только начинали говорить, мы играли в упрощенную версию такой игры-угадайки: я рукой или перышком дотрагивалась до разных частей лица и/или тела и спрашивала: «А это что?» А малыш пытался угадать, с закрытыми глазами прислушиваясь к своим ощущениям внутренним ухом.

Вечером, перед сном, можно прикасаться кончиками ногтей к спинке — медленно, с корректировкой курса: «Чуть правее… ниже, ниже… о-о-о-о!» Это так приятно!

 «Скотч» — еще одна наша игра. Суть ее в том, что один неожиданно для другого вдруг «приклеивается» со словами: «Ой, кажется я прилип! Не могу отлипнуть». Задача второго — найти способ отлепиться, отсоединить от себя.

А еще можно играть в колбаску: кататься в обнимку по кровати или катать ребенка, завернутого в плед или одеялко по кровати или йоговскому коврику.

А можно разрисовывать друг другу лицо и тело красками или хной, обмазываться с ног до головы глиной или грязью (летом на реке, море или озере делать это так интересно!).

А еще можно играть в малышей-младенцев, которых нужно бережно запеленывать, а потом качать на ручках, петь им колыбельные, успокаивать, когда они плачут. В общем делать для них то, что, быть может, уже недоступно им в реальности (в силу возраста), но легкодоступно и не уязвимо в контексте игры.

3. Кинестетический канал —
ощущения положения тела в пространстве, равновесия, ускорения, веса

Это не только о прикосновениях, но и о движении/совместном движении, которое приносит радость и удовольствие.

  • Быть для ребенка лошадкой, слоном или пони — это да!
  • Носить детей на спине или плечах, скакать с ними по лестнице, как большая мама-обезьяна, несущаяся на всех парах с малышом за спиной сквозь невидимые препятствия, — это да!
  • Подбрасывать малышей вверх и ловко ловить — это да!
  • Укладывать их на голени и, лежа на спине, качать словно на качелях, время от времени запуская в «космос», — это да! А для детей постарше — акройога.
  • Танцевать с ними на ручках под любимые мелодии — это да!
  • Рецепт одной из любимых игр моего детства, восторг от которой помнится до сих пор: посадить малыша к себе на колени (спинкой или лицом) и в такт тексту потешки «По кочкам, по кочкам, По маленьким лесочкам, В ямку — бух, А там петух» покачивать его из стороны в сторону, а также вверх-вниз, имитируя езду по кочкам да лесочкам. На последних словах игриво (и неожиданно!) «ронять» вниз.
  • Еще одна игра, которую я помню из своего детства, — это игра, в которой я становилась на папины ноги, а он шагал: широко и мелко, высоко поднимая ноги или скользя по полу.
  • С сестрой мы играли в полеты в космос, когда бабушкино кресло-качалка в какой-то момент окончательно переворачивалось и ты повисал вверх тормашками.
  • А из любимых кинестетических игр, в которые и я, и дети любим играть до сих пор, — игры с водой и телом в воде. Как писал в красивейшем эссе «Дети воды» Оливер Сакс: «В воде можно двигаться, с ней можно играть — с воздухом ничего такого не сделаешь. Руками можно пользоваться как гребным колесом или рулем; можно превратиться в маленький гидроплан или подлодку, своим телом исследовать физику потока».

Какие игры можно придумать для аудиального канала? Первое, что вспоминается, — «испорченный телефон», когда играющим сообщается на ушко слово, и оно передается шепотом по цепочке от одного к другому до последнего. Он же его говорит вслух.

Смело становитесь авторами идей, включайте и размышления, и свои воспоминания, и воображение-предположение!

Юлия Колбаскина

Источник: https://t.me/El_Pajaro_voice/268

Фото: photogenica.ru

Дорогие читатели, в продолжение темы еще несколько статей для вас.

Похожие сообщения

Сайт «Заботливая Альфа» существует с 2013 года с целью поддержки родителей и специалистов, которые растят и обучают детей в русле теории развития на основе привязанности.
Наш сайт представляет собой библиотеку, в которой собрано большое количество научных исследований, интервью, теоретических статей и историй из личного опыта родителей, педагогов, психологов.
© 2013-2022 Alpha-parenting.ru Все права защищены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. При перепечатке материалов гиперссылка на сайт обязательна.