О вспыльчивых и непоследовательных дошкольниках

O-vspylchivyh-i-neposledovatelnyh-doshkolnikah.jpg

Почему дошкольники так вспыльчивы, требовательны, импульсивны, не держат слова, не выполняют обещаний? О важнейшей особенности дошкольников статья Юлии Варлаковой.

Я недавно закончила вести курс “Дети от 2 до 7”, и многие наши участники написали, что не знали о том, что дети до определенного возраста не могут одновременно испытывать два противоположных импульса, эмоции, чувства, мысли. В одну единицу времени — только что-то одно. Или одно, или другое. Часто от ребенка ожидают того, на что он просто не способен в силу этапа развития своего мозга. Неспособность к смешанным чувствам и интеграции имеет огромное влияние на детское поведение и поступки.

Дети без способности к интеграции не могут подумать дважды и предвидеть последствия своих поступков, даже если вы заранее их предупредили, рассказали.

Они обещают “больше так не делать”, а потом делают снова. Нет, не назло. Нет, вы не плохо объяснили, не надо объяснять настойчивее или применять дисциплинарные меры.

Тревожность

Они бывают агрессивными, потому что пока не могут чувствовать и думать так: “Я злюсь на свою сестру и хочу ее ударить, но не буду, потому что я ее люблю/мама просила так не делать/беспокоюсь о последствиях” и т.д. Ответом на агрессию будет способность к смешанным чувствам (и слезы тщетности), до которой им нужно дозреть.

Они бывают импульсивными, ярко проявляют свои эмоции, и это нормально. Чтобы в будущем два противоположных чувства встретились в один момент и уравновесили друг друга, каждое из них сначала должно быть прожито по отдельности. А наша задача — помочь им выражать эти чувства безопасным образом, а не стараться искоренить импульсивность.

Они могут кричать “Ненавижу тебя!” в порыве злости, а через пять минут обниматься и признаваться в любви. Это не говорит о том, что ребенок плохо воспитан, монстр, злюка, разлюбил маму-папу, манипулирует и так далее.

Они отвлекаются, переключаются с одного на другое, они непоследовательны и непредсказуемы, потому что как только в фокус внимания и интереса попадает что-то новое, предыдущее моментально из этого фокуса выпадает.

Они не могут упорно трудиться ради цели и работать на результат, потому что, как только им становится скучно или тяжело что-то делать или они замечают или вспоминают о чем-то более интересном, мысли о результате мгновенно перестают быть в фокусе внимания.

Они не могут долго ждать, даже если это важно взрослому и даже если это важно самому ребенку.

Они меняют свои решения, сначала хотят одно, а через 5 минут — другое. Не потому что они издеваются над нами и не потому что с ними что-то не так. А потому что одно просто вытесняет другое в их психике. Когда их способность к смешанным чувствам начнет созревать, когда их мозг станет способен одновременно испытать противоположные чувства, их поведение кардинально изменится в лучшую сторону.

Смешанные чувства только начинают созревать в промежутке с 5 до 7 лет (а у высокочувствительных детей еще позже). Потом еще много лет понадобится на то, чтобы эта способность развивалась и углублялась.

Чем сильнее эмоции и чувства, тем хуже они будут смешиваться. Чем лучше будут дифференцированы сигналы по отдельности, тем лучше они будут вступать во взаимодействие друг с другом и постепенно приведут к более уравновешенному поведению, объемному видению, балансу и способности одновременно учитывать как разные стороны ситуации, так и других людей.

Наука об игре: введение

С началом развития процесса интеграции и появлением смешанных чувств ребенок становится более рассудительным, может учитывать разные точки зрения, более экологично выражать свои эмоции и чувства.

Ребенку становится легче ждать, делиться, преодолевать то, что идет не так и не получается. Он может иметь свое мнение и при этом учитывать мнение других людей. И это только начало. Еще долгие годы эта способность будет развиваться и углубляться.

В перспективе это приводит к тому, что ребенок становится справедливым, уравновешенным, терпеливым, мужественным, гибким, умеющим принимать решения и нести за них разумную ответственность, чутким и внимательным, способным интегрироваться в общество и не потерять при этом свою индивидуальность.

А пока мозг ребенка еще не дозрел, задача взрослых не взывать к зрелому поведению, на которое ребенок еще не способен, не укорять, не пугать последствиями, а помогать ему решать сложные ситуации, сохраняя отношения и эмоциональный контакт с ребенком, — режиссировать их поведение, помогать понимать и выражать свои чувства безопасно, приглашать их слезы тщетности, давать им щедрое приглашение в нашу жизнь первыми, искать обходные пути влияния через игру, завладевание вниманием. А когда все идет не так — давать им понять, что и это не разрушит наши отношения с ними.

Агрессия курс

Юлия Варлакова

Источник: https://vjulia.ru/

Фото: photogenica.ru

Дорогие читатели, вот еще несколько статей по этой теме для вас.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *